Пекин может предложить Москве купить авианосец «Ляонин» после его вывода из состава китайского флота для модернизации и последующей перепродажи. Еще одним потенциальным покупателем может стать Индия. Ранее «Ляонин» носил имя «Рига», его строили в СССР. АиФ.ru выяснил, с чем связано такое предложение и выгодно ли оно России.
Китай в последние годы уделяет много внимания развитию своего ВМФ, пополняет его новыми кораблями. И в этой связи возникает вопрос о том, что делать со старыми кораблями, в том числе авианосцем «Ляонин». Об этом сообщает английская газета для экспатриантов и посольств Beijing Today, редакция которой находится в Пекине.
Сейчас «Ляонин» входит в состав китайского флота, но рано или поздно он будет отправлен в отставку. Он использовался в основном для обучения летчиков палубной авиации и для экспериментов по созданию полноценной авианосной ударной группы (АУГ).
По мнению экспертов, Россия может решиться на покупку китайского авианосца. По характеристикам «Ляонин» подойдет и для индийских Военно-морских сил.
Причем уточняется, что Россия может модернизировать «Ляонин» и перепродать его другим странам, заработав на этом. Что мешает это сделать самому Китаю? Технически ничего, а вот напряженные отношения с другими странами и связанное с этим отсутствие покупателей — вполне веская причина.
Очевидно, что РФ нужны новые высококлассные авианосцы, на разработку и строительство которых затрачена немалая часть военного бюджета. Военные активно обновляют Черноморский флот, Тихоокеанский флот стоит на низком старте. Хотя на Тихом океане сейчас вовсе отсутствует возможность держать авианесущий корабль, как и на Северном Ледовитом.
Впрочем, возможно, Россию связывают с покупкой авианосца из-за того, что на вооружении российского флота уже есть корабль этого класса, «Ляонин» и «Адмирал Кузнецов» — фактически близнецы. Китайский корабль новее российского тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и построен по тому же проекту с минимальными изменениями. «Ляонин» был заложен на верфи Черноморского судостроительного завода в середине 1980-х годов под названием «Рига». В 1990-х годах авианосец переименовали в «Варяг», предполагалось, что он должен быть сдан флоту в 1993-1994 годах, но этого не произошло. После распада СССР он остался на Украине, в 1998 году его продали Китаю. На приведение его в боеспособное состояние потребовалось 6 лет. Любопытно, что первоначально корабль планировали перестроить под огромное плавучее казино, однако в 2005 году командование ВМС НОАК приняло решение дать боевому кораблю вторую жизнь.
Сейчас в составе ВМФ России один тяжелый авианесущий крейсер, который с 2018 года находится на ремонте и в 2022 году должен вернуться в строй. В составе ВМФ Китая — авианосцы «Ляонин» и «Шаньдун», у Индии — авианосцы «Викрант» и «Викрамадитья». Напрашивается очевидный вывод: содержать и строить такие корабли очень затратно, поэтому их количество стараются сократить. Если России и нужен второй авианосец, то в состоянии, близком к идеальному.
С одной стороны, старая машина дешевле, с другой — она меньше прослужит и нужно будет значительно вкладываться в ремонт. Особенно если наступил тот самый момент, который автомобилисты характеризуют словами «машина посыпалась». Но и покупка новой машины порой невыгодна, да и зачастую возникает вопрос о том, нужна ли она вообще.
Конечно, можно выбрать вариант «купить, отремонтировать и продать», но это дело небыстрое. С учетом необходимых переделок это займет несколько лет, за это время может многое произойти.
Источник информации: https://ria.ru