Война как двигатель торговли. Сирия прорекламировала российское оружие

Су-34. © / Министерство обороны РФ / РИА Новости

Это означает, что наша страна по-прежнему сохраняет за собой второе после США место в мировом оружейном бизнесе. «Возможности нашей техники и вооружений были продемонстрированы в боевой обстановке, в ходе борьбы с террористической угрозой», — подчеркнул президент России. Это, безусловно, добрая весть, но удастся ли её монетизировать, то есть превратить военную славу в звонкую монету для экономики страны?

   
   

Не мальчики для битья

«Вооружённые конфликты последних десятилетий всем чётко дали понять: чтобы не стать лёгкой добычей, необходимо иметь собственные хорошо развитые ВВС и ПВО, — сообщил «АиФ» Руслан Пухов, директор Центра анализа стратегий и технологий. — Так было во время «Бури в пустыне» в 1991 году, в ходе операции НАТО против Югославии в 1999-м и много где ещё. К сожалению, техника советского и российского производства на протяжении всего этого времени находилась в основном на стороне тех, кто терпел поражение. В Югославии 5 или 6 МиГ-29 были потеряны в воздушных боях, в ходе операции против Ливии авиация Каддафи вообще в воздух не поднялась, а ведь это тоже были самолёты нашего производства…

И вот теперь в результате успешных действий ВКС России в Сирии этот шаблон наконец-то удалось сломать! Наша военная техника — больше не «мальчик для битья», мы на поле боя доказали, что способны решать боевые задачи как минимум не хуже, чем вооружённые силы западных государств. И это при том, что у них есть 25-летний опыт ведения современной войны, а у нас такого опыта до этого не было. Конфликт с Грузией в 2008 г. и более ранние боевые действия в Чечне к высокотехнологичной войне никак нельзя отнести.

Так что успешное проведение операции в Сирии — это сильный козырь для наших продавцов вооружений. Можно ожидать, что в рост пойдут продажи боевых самолётов, средств ПВО (С-400 и С-300 ВМ, он же «Антей-2500») и различных ракетных систем, которые «отметились» в ходе войны. Например, думаю, большой популярностью на мировом рынке скоро будут пользоваться крылатые ракеты семейства Club, которые являются экспортными вариантами хорошо себя зарекомендовавших «Калибров». Если помните, они применялись против объектов на территории Сирии с кораблей Каспийской флотилии и с подводной лодки в акватории Средиземного моря».

Успех всегда в моде

Случаи, когда успешное применение тех или иных видов оружия на поле боя напрямую влияло на их популярность, не единичны. Ещё во время войны во Вьетнаме в 60–70 годах прошлого века против американской авиации отлично сработал советский комплекс ПВО С-75. Одна из таких ракет, например, в 1967 г. сбила штурмовик Джона Маккейна, известного «ястреба» нынешней американской политики. После этого С-75 срочно захотели иметь в составе своих ПВО Алжир, Египет, Индонезия, Ирак, Ливия, Сирия, Судан, Эфиопия и другие страны.

После войны Англии и Аргентины за Фолклендские острова (1982 г.) большой популярностью во всём мире стала пользоваться противокорабельная ракета французского производства «Экзосет». Незадолго до войны аргентинские ВВС закупили небольшую партию таких ракет. 4 мая одна из них насмерть поразила британский эсминец «Шеффилд», после чего кривая продаж «Экзосетов» резко поползла вверх.

После войны в Персидском заливе, когда Многонациональные силы (МНС) во главе с США эффективно и бескровно разгромили армию Саддама Хусейна, в разы увеличились продажи нескольких видов американских ракет «воздух – поверхность». С их помощью авиация МНС громила бронетанковые соединения иракской армии, даже не входя в зону действия прикрывавших их средств ПВО.

   
   

Продвижения каких ещё оружейных брендов стоит ожидать в связи с успехами в Сирии? Оружейный бизнес, конечно, не терпит суеты, от протокола о намерениях до реальных поставок порой проходят годы, но…

…Но Алжир уже заявил о готовности закупить в 2016 г. Су-32 — по сути, тот же многофункциональный бомбардировщик Су-34, памятный многим по телерепортажам из Сирии.

Сверхманевренный истребитель поколения 4++, Су-35С, воевавший в небе Сирии, готовы видеть в ВВС Китая и Малайзии.

Возможны и новые заказы на вертолёты огневой поддержки Ка-52 и Ми-28Н, совсем недавно начавшие боевые вылеты с авиабазы Хмеймим. Последнему реклама точно не помешала бы — в начале года он проиграл контракт на поставки в Индию американскому ударному вертолёту AH-64 Apache Longbow.