24 ноября в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке разыгрались нешуточные страсти. В море сошлись два серьезных военных корабля — российский большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов» и американский эсминец «Джон Маккейн».
Дело едва не дошло до тарана — такое иногда случалось и ранее. Британская пресса сочла, что так и до третьей мировой войны можно доиграться. Но это, похоже, перебор.
Что было
По версии Минобороны России, дело было так: «Эскадренный миноносец ВМС США “Джон Маккейн”, который уже несколько дней находится в акватории Японского моря, нарушил территориальные воды Российской Федерации в заливе Петра Великого, углубившись за линию морской границы на два километра». После этого БПК «Адмирал Виноградов» по международному каналу связи предупредил американских моряков о недопустимости подобных действий и возможности «применения таранного маневра для вытеснения нарушителя из территориальных вод».
Американец на обострение не пошел и убрался восвояси.
Инцидент произошел из-за различий в толковании понятия «территориальные воды» в России и в США. В 1984 г. СССР ввел систему, согласно которой определил всю акваторию залива Петра Великого своей собственностью на основании того, что так сложилось исторически. Американца же, ссылаясь на Международную конвенцию о мореплавании, считают часть этих вод международными. Короче говоря, нашла коса на камень. Хорошо хоть, что личный состав жив и техника не пострадала.
Виноградов и Маккейн — кто они?
С чисто военной точки зрения, БПК «Адмирал Виноградов» и эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (эсминец УРО) «Джон Маккейн» — довольно близкие родственники. Название «большой противолодочный корабль» не должно вводить в заблуждение — так в СССР с 60-х годов называли часть эсминцев. «Адмирал Виноградов» имеет полное водоизмещение 7480 тонн, «Джон Маккейн» — 8775. Длина нашего корабля 163 метра, американского — 153. Первый был спущен на воду в 1987 году, второй — на год позднее. В конце концов, БПК был назван в честь советского флотоводца, который в войну командовал подводными силами на Северном флоте. Эсминец носит имена сразу двух адмиралов по фамилии Маккейн, один из них командовал Тихоокеанским флотом США, второй — авианосным соединением. Первый приходится дедом известному сенатору и русофобу Джону Маккейну, а второй — отцом.
Повод к войне
Инциденты на море не раз становились причинами войн. Загадочная гибель американского броненосного крейсера «Мэн» в 1898 г. привела к войне США и Испании. Перестрелка американского же эсминца «Мэддокс» с патрульными катерами Северного Вьетнама в 1964 г. предопределила вступление США в войну. С русским флотом тоже случались неприятности, одна из которых едва не кончилась войной с Англией. В 1904 г. артиллеристы Второй Тихоокеанской эскадры, которая шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру, приняли английских рыбаков за… японские миноносцы, и открыли огонь. То, что это случилось в Северном море, их ничуть не смутило. Происшествие, вошедшее в историю как инцидент у Доггер-банки (он же «Гулльский инцидент»), унесло жизни нескольких рыбаков.
Инцидент 12 февраля
После наступления ракетно-ядерной эры все страны, в первую очередь СССР и США, стали относиться к инцидентам на море более внимательно. До применения оружия дело не доходило, но…
12 февраля 1988 г. слишком близко к берегам Крыма подошли крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» из состава 6-го флота США. Их уже ждали сторожевые корабли (СКР) «Беззаветный» и СКР-6. По западной классификации оба считались фрегатами — серьезными кораблями, но помельче эсминца и тем более крейсера.
В 10 часов 45 минут «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. «Беззаветный» догнал «Йорктаун» и некоторое время шел с ним параллельным курсом практически борт в борт. В 11 часов 02 минуты «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. В отличие от тарана, который проводится под прямым углом и грозит пробоиной в борту (вспомним печальную судьбу «Адмирала Нахимова»), навал — это скорее демонстративное действие. Но и навал может привести к серьезным последствиям. В тот раз от трения полетели искры, загорелась краска. Якорь «Беззаветного» разорвал обшивку американского крейсера. СКР-6 прошел по касательной вдоль левого борта «Кэрона», тоже ободрал американцу борт, разбил шлюпку и буквально снес леерное ограждение палубы.
Четыре корабля довольно долго пихались у берегов Крыма, демонстративно заряжали оружие и угрожали друг другу на международной частоте. Через несколько часов американцы ушли курсом на Босфор и больше не возвращались. «Йорктаун» простоял в ремонте 3 месяца, «Беззаветный» — месяц. Командиры обоих советских кораблей были награждены и получили хорошее продвижение по службе.
В теории примерно так же мог закончиться и инцидент в заливе Петра Великого. Но то ли приказа на прямое противостояние у командиров «Виноградова» и «Маккейна» не было, то ли у обоих оказались очень крепкие нервы.