«Виноградов» против «Маккейна». К чему приводит военно-морская истерия

Эсминец «Джон Маккейн». © / Public Domain

24 ноября в заливе Петра Великого на Дальнем Востоке разыгрались нешуточные страсти. В море сошлись два серьезных военных корабля  российский большой противолодочный корабль (БПК) «Адмирал Виноградов» и американский эсминец «Джон Маккейн».

   
   

Дело едва не дошло до тарана  такое иногда случалось и ранее. Британская пресса сочла, что так и до третьей мировой войны можно доиграться. Но это, похоже, перебор.

Что было

По версии Минобороны России, дело было так: «Эскадренный миноносец ВМС США “Джон Маккейн”, который уже несколько дней находится в акватории Японского моря, нарушил территориальные воды Российской Федерации в заливе Петра Великого, углубившись за линию морской границы на два километра». После этого БПК «Адмирал Виноградов» по международному каналу связи предупредил американских моряков о недопустимости подобных действий и возможности «применения таранного маневра для вытеснения нарушителя из территориальных вод».

Американец на обострение не пошел и убрался восвояси.

Инцидент произошел из-за различий в толковании понятия «территориальные воды» в России и в США. В 1984 г. СССР ввел систему, согласно которой определил всю акваторию залива Петра Великого своей собственностью на основании того, что так сложилось исторически. Американца же, ссылаясь на Международную конвенцию о мореплавании, считают часть этих вод международными. Короче говоря, нашла коса на камень. Хорошо хоть, что личный состав жив и техника не пострадала.

Виноградов и Маккейн  кто они?

С чисто военной точки зрения, БПК «Адмирал Виноградов» и эскадренный миноносец с управляемым ракетным оружием (эсминец УРО) «Джон Маккейн»  довольно близкие родственники. Название «большой противолодочный корабль» не должно вводить в заблуждение  так в СССР с 60-х годов называли часть эсминцев. «Адмирал Виноградов» имеет полное водоизмещение 7480 тонн, «Джон Маккейн»  8775. Длина нашего корабля 163 метра, американского  153. Первый был спущен на воду в 1987 году, второй  на год позднее. В конце концов, БПК был назван в честь советского флотоводца, который в войну командовал подводными силами на Северном флоте. Эсминец носит имена сразу двух адмиралов по фамилии Маккейн, один из них командовал Тихоокеанским флотом США, второй  авианосным соединением. Первый приходится дедом известному сенатору и русофобу Джону Маккейну, а второй  отцом.

Большой противолодочный корабль проекта 1155 «Адмирал Виноградов» на генеральной репетиции парада ко дню ВМФ во Владивостоке. Фото: РИА Новости/ Виталий Аньков

Повод к войне

Инциденты на море не раз становились причинами войн. Загадочная гибель американского броненосного крейсера «Мэн» в 1898 г. привела к войне США и Испании. Перестрелка американского же эсминца «Мэддокс» с патрульными катерами Северного Вьетнама в 1964 г. предопределила вступление США в войну. С русским флотом тоже случались неприятности, одна из которых едва не кончилась войной с Англией. В 1904 г. артиллеристы Второй Тихоокеанской эскадры, которая шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру, приняли английских рыбаков за… японские миноносцы, и открыли огонь. То, что это случилось в Северном море, их ничуть не смутило. Происшествие, вошедшее в историю как инцидент у Доггер-банки (он же «Гулльский инцидент»), унесло жизни нескольких рыбаков.

   
   
Эсминец «Джон Маккейн». Фото: Public Domain

Инцидент 12 февраля

После наступления ракетно-ядерной эры все страны, в первую очередь СССР и США, стали относиться к инцидентам на море более внимательно. До применения оружия дело не доходило, но…

12 февраля 1988 г. слишком близко к берегам Крыма подошли крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» из состава 6-го флота США. Их уже ждали сторожевые корабли (СКР) «Беззаветный» и СКР-6. По западной классификации оба считались фрегатами  серьезными кораблями, но помельче эсминца и тем более крейсера.  

В 10 часов 45 минут «Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. «Беззаветный» догнал «Йорктаун» и некоторое время шел с ним параллельным курсом практически борт в борт. В 11 часов 02 минуты «Беззаветный» переложил руль вправо и произвёл навал на корму «Йорктауна» правым бортом под углом 30 градусов. В отличие от тарана, который проводится под прямым углом и грозит пробоиной в борту (вспомним печальную судьбу «Адмирала Нахимова»), навал  это скорее демонстративное действие. Но и навал может привести к серьезным последствиям. В тот раз от трения полетели искры, загорелась краска. Якорь «Беззаветного» разорвал обшивку американского крейсера. СКР-6 прошел по касательной вдоль левого борта «Кэрона», тоже ободрал американцу борт, разбил шлюпку и буквально снес леерное ограждение палубы.

Четыре корабля довольно долго пихались у берегов Крыма, демонстративно заряжали оружие и угрожали друг другу на международной частоте. Через несколько часов американцы ушли курсом на Босфор и больше не возвращались. «Йорктаун» простоял в ремонте 3 месяца, «Беззаветный»  месяц. Командиры обоих советских кораблей были награждены и получили хорошее продвижение по службе.

В теории примерно так же мог закончиться и инцидент в заливе Петра Великого. Но то ли приказа на прямое противостояние у командиров «Виноградова» и «Маккейна» не было, то ли у обоих оказались очень крепкие нервы.