«Чёрная винтовка». M16 стала вечным противником автомата Калашникова

Полвека назад, в 1964 году, «штурмовая винтовка» Юджина Стоунера была официально принята на вооружение армии США. АиФ.ru проследил историю вечного противника советского автомата — от истоков до сегодняшних дней.

   
   

Неудачное перевооружение

Холодная война, начавшаяся почти сразу после окончания Второй мировой, разделила мир на два лагеря, каждый из которых начал готовиться к новому военному противостоянию. Однако уроки, вынесенные сторонами из предыдущего конфликта, весьма разнились. Беспрецедентные по масштабу и тяжести наземные сражения дали советским военачальникам бесценный опыт. В том числе понимание, каким именно должно быть пехотное оружие будущего. Закончив войну с самым современным стрелковым арсеналом, СССР незамедлительно начал внедрять перспективные образцы: в том числе автомат Калашникова.

АК-47. «Калашников» был создан сразу после войны, в 1947 году, а в 49 году уже поступил на вооружение. Фото: Commons.wikimedia.org

Лидером западного альянса, объединившегося в 1949 году в военно-политический блок НАТО, стали Соединённые Штаты. Американские взгляды начали превалировать над европейскими, несмотря на то, что значительного опыта в прошедшей войне США не получили. Такая политика зачастую приводила к серьёзным ошибкам: например, череда неправильных решений «из-за океана» привела к длительному отставанию Северного альянса от СССР и стран Варшавского договора в плане пехотного вооружения.

Произошло это так: в середине 50-х годов НАТО решило стандартизировать свой стрелковый арсенал — разношёрстный и ветшающий. Военные европейских стран прекрасно понимали, что классические винтовки и пистолеты-пулемёты уже отжили свой век. Промежуточный патрон, внедрённый фашисткой Германией в конце войны, был идеальным для моторизированной пехоты («промежуточный» — находящийся по мощности между пистолетным и винтовочным). Автомат — идеальным оружием для промежуточного патрона. Пример «штурмгевера» Stg.44 был у всех перед глазами. Ориентируясь именно на «штурмгевер», СССР разработал собственный промежуточный патрон 7,62×39 и создал АК. Западные конструкторы решили пойти тем же путём: в Англии была начата работа над автоматом EM-2 под патрон 7×43 мм; в Бельгии под «фашистский» патрон 7,92×33 стали создавать свой автомат FN FAL. Но не тут-то было.

FN FAL. Фото: Commons.wikimedia.org/ Atirador

Дело в том, что США не впечатлили ни «штурмгевер», ни промежуточный патрон. Специальная комиссия, изучив Stg.44, пришла к выводу, что это никудышное оружие. Ещё бы, ведь он существенно уступал по мощности американской винтовке Garand M1, а новая тактика, рождённая во Вторую мировую, по большей части прошла мимо США. Высокомобильной пехоте XX века уже не требовалась дальнобойная винтовка: дистанции значительно сократились, и «решать» стало лёгкое оружие с автоматическим огнём. А создать хороший автомат под винтовочный патрон невозможно: сильная отдача делает стрельбу очередями неэффективной. Несмотря на это, США настояли на том, чтобы единым патроном для НАТО стал модернизированный боеприпас Garand M1 — 7,62×51 мм. В результате основной винтовкой альянса стала бельгийская FN FAL, переделанная под этот мощный патрон: избыточно длинная (1100 мм против 870 мм у АК), в некоторых странах она выпускалась без режима автоогня ввиду его полной бесполезности.

Это было неудачное перевооружение: хотя солдаты СССР и НАТО так и не встретились в бою, арабо-израильский конфликт 1967 года выявил безнадёжную архаичность FN FAL в сравнении с АК (после конфликта Израиль срочно начал производить собственную копию АК — Galil). Отметим, что США, нарушив внутриблоковые договорённости, FN FAL закупать не стали, а разработали схожую по ТТХ винтовку М14 — под тот же патрон и такую же архаичную.

Вьетнамская катастрофа

Но если европейцы продолжали витать в облаках с FN FAL до конца холодной войны, то американцы быстро распрощались с иллюзиями относительно М14. Спустя несколько лет после принятия винтовки на вооружение США начали военные действия в Южном Вьетнаме. Боестолкновения накоротке — в джунглях, при зачистке деревень — вскрыли недостатки оружия: если северовьетнамские партизаны встречали неприятеля плотным огнём из АК, то М14 в автоматическом режиме «лягалась» так сильно, что посылала третью пулю в очереди на 10 метров выше точки прицеливания! Во многих подразделениях командиры просто снимали с винтовок солдат переводчики огня, чтобы те не жгли зря патроны. Но воевать с противником, который буквально «поливает» тебя свинцом, при помощи винтовки, стреляющей только одиночными, довольно затруднительно.

   
   
М14. Фото: Commons.wikimedia.org/ Dragunova

Острая потребность в «конкурентоспособном» оружии заставила министерство обороны США обратить внимание на разработку Юджина Стоунера — автоматическую винтовку (автомат) AR-15, сконструированную в конце 50-х для участия в исследовательской программе SALVO, нацеленной на выработку концепции «оружия будущего». В рамках этой программы автомат Стонера был испытан — и показал себя крайне ненадёжной системой. Вообще, AR-15 сочли настолько бесперспективным образцом, что фирма-разработчик Armalite отказалась от попыток довести его до ума и вскоре продала патент.

Ранняя версия винтовки М16 — XM16E1. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако военным выбирать не приходилось — автомат требовался срочно, а AR-15 оказалась единственной законченной разработкой. Тем более, планировалось закупить только небольшое количество AR-15 для вооружения «ограниченного контингента» во Вьетнаме. Затем, по замыслу минобороны, программа SALVO будет завершена, и армия получит более совершенное оружие, стреляющее высокоскоростными оперёнными «стрелками». Забегая вперёд, скажем, что программа провалилась. Самым значимым её результатом стала разработка промежуточного мелкокалиберного патрона .223 (5,56×45 мм), который являлся аналогом футуристических «стрелок». Именно под этот новаторский боеприпас и была сконструирована AR-15.

«Чёрная винтовка» М16А1 стала одним из символов Вьетнамской войны. Фото: Commons.wikimedia.org

К 1962 году фирма Colt устранила выявленные ранее конструктивные недостатки, и под обозначением XM16E1 (с 1964 года — М16А1) первая партия автоматов была отправлена в Южный Вьетнам. Опыт применения «чёрный винтовки» (так прозвали оружие в войсках) оказался плачевным: она отказывала настолько часто, что это приводило к массовой гибели солдат. О масштабах катастрофы говорит тот факт, что в 1967 году Конгресс США инициировал специальное расследование для выяснения причин происходящего. Вскрывшиеся факты поражали: в целях экономии (а может, «попила» средств) минобороны закупало дешёвый «грязный» порох. Кроме того, ствол и затворная группа автомата, которые должны были хромироваться, выпускались без хрома. Военные чиновники также «забыли» заказать комплекты для чистки, более того — бойцов даже не обучали сборке-разборке оружия! В условиях повышенной влажности (и в силу особенностей конструкции) M16 без должного ухода быстро забивалась нагаром и выходила из строя. Это стоило жизни многим американским солдатам.

Модернизированная «штурмовая винтовка» М16А2 с гранатомётом М203. Фото: Commons.wikimedia.org

Выводы были сделаны: в 1970 году М16А1 прошла срочную модернизацию. Однако в войсках у оружия по-прежнему оставалась дурная репутация. Чтобы как-то это исправить, а также «вдохновить» солдат (война всё больше заходила в тупик, в обществе росли протестные настроения), M16 окрестили «assault rifle» — «штурмовой винтовкой». Любопытно, что этот пропагандистский приём американцы подглядели у фашистской Германии: проигрывая войну, немцы также назвали автомат Stg.44 «штурмгевером» — «винтовкой для наступления, штурма». Это название закрепилось за М16, а следом и за всем классом подобного оружия на Западе, хотя с точки зрения классификации оно бессмысленно.

Триумф «чёрной винтовки»

Нет ничего более постоянного, чем временное: хотя М16 рассматривалась американскими военными как «переходный этап», автомат сменил четыре поколения и до сих пор находится в строю. Со времён Вьетнамской войны утекло немало воды, и сегодня американская «штурмовая винтовка» является одной из самых распространённых и востребованных в мире — как на военном, так и на гражданском рынках оружия. Что же обеспечило ей такой успех, несмотря на неудачное прошлое?

Прежде всего, новаторский боеприпас — американцы первыми внедрили так называемый «малоимпульсный» патрон. Крохотная «иголка» 5,56 мм покидает ствол М16 со значительной скоростью — 970 м/с (начальная скорость пули у АКМ — 715 м/с), что обеспечивает прекрасную баллистику. При этом пуля очень лёгкая — 3,5 грамма (пуля советского патрона 7,62×39 — 8 грамм), значит, импульс отдачи мизерный: стрелку легко контролировать оружие при стрельбе. Кроме того, патроны 5,56×45 весят мало — солдат может взять их больше. Оценив американское новшество, СССР срочно начал разрабатывать собственный «малоимпульсный» патрон — 5,45×39, а также третье поколение «калашникова» — АК-74.

АК-74 создавался «вдогонку» за М16. Фото: Commons.wikimedia.org/ Thomas.W

Создавая автомат, Юджин Стоунер уделил немало времени удобству обращения с ним. Для своего времени конструкция М16 удивительно эргономична: примыкание магазина облегчено специальной шахтой; предохранитель находится под большим пальцем стрелка; автомат снабжён затворной задержкой, упрощающей и ускоряющей процесс перезарядки. Эти «фишки» ценятся прежде всего стрелками-любителями и спортсменами: «калашников» выглядит куда проще и грубее, но необходимость всего этого для армейского оружия довольно спорная.

Если Михаил Калашников использовал для своего автомата только проверенные временем решения (по сути, АК является блестящей компиляцией), Юджин Стоунер рискнул применить необычную схему работы автоматики. Этот узел является одновременно самым слабым звеном М16 и её сильной стороной. В конструкции отсутствует газовый поршень – пороховые газы отводятся из ствола непосредственно внутрь затворной рамы. Из-за этого М16 может надёжно функционировать только на дорогом порохе, образующем мало нагара.

Операция «Принуждение к миру» 2008 года снова выявила проблемы с американской винтовкой. Фото: Commons.wikimedia.org/ Chico75

Использование дешёвых боеприпасов быстро возвращает стрелка во времена Вьетнамской войны — именно эта неприятность произошла с грузинскими солдатами в 2008 году: подаренные Турцией М16 начали массово выходили из строя. Однако положительной стороной такой схемы является повышенная кучность автоматического огня: отсутствие «лишней» детали снижает массу подвижных частей, и М16 стреляет очередями буквально «как швейная машинка».

Ещё одним плюсом является «модульная схема»: М16 состоит из верхнего и нижнего ресиверов, соединённых поперечными штифтами. Изначально это не давало никакого преимущества, но в 80–90-е годы с развитием военной оптики выяснилось, что именно такая схема позволяет наиболее удобно размещать разнообразные прицелы. В этом отношении Юджин Стоунер оказался настоящим провидцем: конструкция «калашникова», например, не позволяет эргономично закреплять оптику, что вынуждает сегодня искать пути модернизации автомата (перспективная разработка «АК-12»).

Главным преимуществом М16 является возможность кастомизации оружия под нужды стрелка. Фото: Commons.wikimedia.org

Наконец, модульная схема позволяет легко «тюнинговать» М16: развитой рынок гражданского оружия в США способствовал возникновению целой индустрии, специализирующейся на кастомизации винтовки. Любой стрелок, как военный, так и гражданский, может «подогнать» её под себя: от длины приклада до усилия на спусковом крючке. И установить множество дополнительного оборудования — пламегасители, глушители, сошки, «тактические» рукоятки и так далее. Безусловно, это является одним из самых весомых плюсов системы.

М16А3. Фото: Commons.wikimedia.org/ BotMultichillT

Но, пожалуй, главной причиной триумфа американской винтовки является идеологическая победа западного блока в холодной войне. С распространением «американского образа жизни» М16 стала восприниматься как нечто безусловно «прогрессивное» (как и всё западное) в противовес советскому «калашникову». Мощный пиар американского оружия заставляет людей искренне считать 50-летнюю конструкцию М16 современной и актуальной, а 65-летний АК — устаревшим и требующим срочной замены. Хотя проблемы «чёрной винтовки» так и не были до конца решены — военные конфликты последнего времени выявили новые претензии к ней, М16, безусловно, победила АК… в голливудских фильмах и компьютерных играх.