Удар с рельсов. Возобновится ли в России создание БЖРК «Баргузин»?

Боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК). © / Commons.wikimedia.org

Информация о том, что решение возобновить работы по созданию боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин» принято, пришла из довольно странного источника: китайского англоязычного издания Sina. Тем не менее слухи о том, что это возможно, ходили с 2017 г., когда этот проект был приостановлен.

   
   

Немного истории. С 1987 по 1994 г. на вооружении советских и российских РВСН состоял БЖРК «Молодец». Всего было изготовлено 12 составов, замаскированных под обычные товарные поезда. Трудности идентификации БЖРК сделали их основной мишенью США во время переговоров по ядерному разоружению. Пункт о снятии «Молодцев» с вооружения был включен в текст договора СНВ-2. К 2007 г. все БЖРК (кроме двух охолощенных для музеев) были уничтожены.

Справедливости ради, стоит сказать, что если эти комплексы были головной болью для американских военных, то для наших железнодорожников они были не меньшим злом. Составы были столь тяжелы, что для каждого требовалось по 3 тепловоза. Ракеты были громоздкими, на размещение одной требовалось 2 вагона. Под БЖРК разрушались обычные железнодорожные насыпи, требовались усиленные. Это, кстати, насчет легенд о том, что «Молодцы» к ужасу агрессора могли оказаться в любой точке советской или российской железнодорожной сети и оттуда осуществить пуск ракеты.

Если информация из Китая верна, то получить новый БЖРК «Баргузин» разработки Московского института теплотехники РВСН сможет довольно скоро. «Если военное руководство страны примет соответствующее решение, по моей оценке, на создание опытного образца ракеты, летные испытания и отработку различных систем уйдет порядка трех-пяти лет», — рассказал «АиФ» эксперт в области стратегических вооружений Владимир Евсеев

У нового БЖРК, если в свете возможного продления договора СНВ-3 будет принято решение о его производстве, будет масса преимуществ над старым. Основное — более компактная и легкая ракета на твердом топливе. Благодаря новым технологиям появилась возможность вписать ее в один вагон. Такую ракету действительно можно будет запускать из любой точки страны, где имеются рельсы и шпалы. Это делает «Баргузин» идеальным средством для «удара возмездия». В одном составе можно разместить 3 МБР с 30 боеголовками мощностью 550 килотонн каждая. Время от получения приказа до пуска измеряется минутами. И, кстати, СНВ-3 не препятствует созданию новых ракетных систем.