Точность — вежливость гаубиц. Управляемые снаряды «Краснополь» и «Китолов»

Управляемый артиллерийский снаряд «Краснополь». © / Кадр из YouTube

Если верить госкорпорации «Ростех», российские гаубицы теперь самые точные в мире. Их снаряды попадают в цель в 96% случаев. Правда, не всегда, а только в тех случаях, когда стреляют управляемыми снарядами со странными именами.

   
   

Родом из ПРО

В нашей стране история управляемых боеприпасов было долгой и тернистой. Впервые тема всплыла в начале 1960-х годов, когда таким образом пытались бороться с американскими баллистическими ракетами. Тему свернули из-за заключения договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО), но наработки были успешно использованы в интересах артиллерии.

...и Сухопутных войск

Управляемые артиллерийские снаряды «Краснополь» и «Китолов» были разработаны в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) в Туле. Скрытого смысла в их названиях нет: так в свое время назывались конкурсы среди разработчиков этого оружия, в которых победили конкретные образцы.

Несколько лет назад в интервью сайту «Ростеха» ведущий конструктор КБП Юрий Сергеев сказал: «Работали мы в постоянной конкуренции с американским управляемым снарядом „Копперхед“ (Copperhead). „Копперхед“ оказался очень сложен в эксплуатации и серийно на сегодняшний день не производится... 

Ведутся разработки управляемых снарядов („Краснополь — Д“) и мин „Грань-1“ повышенной дальности стрельбы с использованием наведения по сигналам спутниковых навигационных систем ГЛОНАСС/GPS... Принципиально новое направление — спутниковая навигация, которой сейчас оснащаются снаряды нашей разработки. Спутниковая навигация делает возможной стрельбу по невидимым целям без подсвета, хотя и с меньшей точностью. А если поставить автономную головку, то можно достичь прямого попадания».

Лазер или спутник?

Тут надо сделать пару пояснений. До последнего времени российские высокоточные снаряды наводились на цель по лазерной метке на объекте поражения. С одной стороны, это дает почти стопроцентную точность. С другой стороны, это означает, что кто-то должен в течение примерно 10 секунд подсвечивать цель, чтобы головка самонаведения снаряда (он уже вылетел из ствола гаубицы) успешно захватила ее. Этому «кому-то» не позавидуешь. Он с лазерным целеуказателем, радиостанцией связи с артиллеристами и прочим оборудованием должен подползти к цели на расстояние прямой видимости. А враг, разумеется, вряд ли позволит это сделать. 

Конечно, подсвечивать цель может и беспилотник. Кадры наведения с БПЛА на объект боевиков в Сирии российского управляемого снаряда недавно были опубликованы Министерством обороны. Однако так хорошо воевать с противником, у которого начисто отсутствуют ПВО и радиоэлектронное противодействие.     
   

В США опять-таки до последнего времени исповедовали другой подход. Их «умные снаряды» наводились по координатам GPS. Увидели операторы что-то интересное со спутника-шпиона, передали координаты цели артиллеристам, те быстренько записали их в память снаряда — бац, бац, и... 

Тут, конечно, о стопроцентной точности и прямых попаданиях говорить не приходится. По результатам тестирования новейшего американского управляемого снаряда «Экскалибур» (Excalibur) в Ираке, 92% боеприпасов падали в радиусе четырех метров от цели при дальности стрельбы в 40 километров.

Однако в последнее время наметилась конвергенция. И в США начали работать над лазерной подсветкой целей для управляемых снарядов, и в России — над наведением по спутнику. С 2014 г. у них трудятся над снарядом «Экскалибур S» с возможностью наведения по лазерной метке. А Тульское КБП, как известно из первых уст, работает над снарядом «Краснополь — Д» с наведением по системе ГЛОНАСС. Вероятно, и у них, и у нас применять тот или иной способ наведения будут по принципу «есть лазер — стреляем по лазеру, нет лазера — стреляем „по глобусу“».

Цена вопроса

На сегодняшний день о боевом применении управляемых снарядов Российской армией известно немногое. В январе 2018 г. в рамках операции по ликвидации бандформирования, напавшего на авиабазу Хмеймим, был взорван склад беспилотников. И это неспроста: дороговаты такие снаряды. «Краснополь» стоит примерно 50 тыс. долларов. В то же время стоимость обыкновенного гаубичного снаряда не превышает 300 долларов за штуку. 

Несмотря на высокую стоимость, управляемые снаряды вполне хорошо продаются на экспорт. «Краснополь» поставлялся Индии, Китаю, Эфиопии. Небольшую партию для своих войск в Афганистане закупила Канада. Как рассказывали сами канадцы, четыре бункера уничтожили четырьмя снарядами, то есть с первого выстрела.