Главная интрига в заявлении о создании «с нуля» танка Т-80 даже не в его будущем облике и технических характеристиках, а в заводе-изготовителе. Им может стать концерн «Уралвагонзавод», в то время как производителем всех модификаций Т-80, в том числе последней версии БВМ, является «Омсктрансмаш». Танк-«молния», как его прозвали за высокую скорость на Западе, сменит сибирскую «прописку» на уральскую? И что ждать от нового танка?
47-летний опыт в запас не уходит
Т-80, который стал первым в мире серийным танком с единой газотурбинной силовой установкой (ГСУ), поступил на вооружение Советской армии в 1976 году. Помимо «вертолетного» двигателя с характерным гулом, позволяющим разгонять 44-тонную машину до 70 км/ч, танк был оснащен и современной встроенной противоснарядной динамической защитой. Плюс мощное вооружение в виде 125-мм пушки. Первая партия Т-80 поступила на «передовую» — в 20-ю танковую армию в составе ГСВГ (Группа советских войск в Германии), которая дислоцировалась на границе с ФРГ.
Серийные образцы Т-80, разработанного на базе танка Т-64, выпускались на трех советских оборонных предприятиях. На Кировском заводе в Ленинграде, «Омсктрансмаш» в Омске, а танк Т-80УД с дизельным двигателем — на заводе им. Малышева в Харькове. Сейчас Т-80 производится, вернее, проходит глубокую модернизацию на базе танков, находящихся на хранении, лишь в Омске. Украина, наладившая производство на базе Т-80 танков «Оплот», сегодня их не выпускает.
В российской армии Т-80 по-прежнему является одним из трех основных боевых танков. Это уже совершенно новый танк, который даже внешне отличается от первых модификаций своего «прародителя» советских времен. Установлена современная система управления огнем с дублированием от командира, обновленный двигатель. Улучшены характеристики защиты, в том числе динамической.
Модернизировать Т-80 начали еще в начале 1990-х годов, в том числе с увеличением толщины брони (танк потяжелел до 46 тонн), установкой динамической защиты. Наиболее успешная версия — это Т-80 БВМ с 1250-сильным двигателем, который по-прежнему разгоняет тяжелую бронированную машину до 70 км/ч, а также обладает высокой скоростью заднего хода, что позволяет маневрировать в бою, не показывая противнику спину. Этот танк принимает участие в специальной военной операции, где показал свои высокие боевые качества.
Возвращение к «Черному орлу»?
Интерес к танку Т-80 с названием «Алеша» в какой-то степени подогрел подвиг его экипажа, который в одиночку остановил колонну противника, подбив два танка и несколько бронемашин. Однако, как показал опыт СВО, в ходе боевых действий у российских военных возникли дополнительные требования к стоящим на вооружении танкам.
Касаются они разных нюансов, в том числе необходимости установки защищенных систем цифровой связи, для координирования действий как с другими танками, так и с прикрывающей их пехотой. Также, по мнению танкистов, требуется более мощная ГТУ, позволяющая активнее маневрировать. Необходимы и более серьезные системы защиты танка, и не только такой новодел, как комплект защиты от беспилотников и ударов ракет в верхней сфере, получивший неофициальное название «Мангал».
Ну и главное требование — установка более мощной танковой пушки калибром в 152 мм вместо имеющейся 125-мм пушки. Как показал опыт СВО, именно крупный калибр помогает остановить противника, а танки, которые зачастую подменяют менее защищенные по бронированности самоходные артиллерийские установки, таким не обладают.
Здесь можно вспомнить, что еще в 1990-х годах Омским конструкторским бюро транспортного машиностроения на базе модернизированного Т-80У был разработан танк «Черный орел». Одним из основных его отличий была именно 152-мм пушка. Танк увеличился в весе до 48 тонн, получил 1500-сильную ГТУ, разгоняющую машину до 80 км/ч, а вот боекомплект уменьшился до 32 снарядов.
Было выпущено всего два таких танка — Минобороны РФ в 2009 году заявило, что не проявило интереса к проекту, при этом пообещало, что наработки при создании «Черного орла» (объект 640) будут использоваться при создании нового перспективного танка пятого поколения. Можно предположить, что обновленный Т-80 будет выпускаться как на «Уралвагонзаводе», так и на «Омсктрансмаше».