Сверхзвуковые и мощные. Кто стоит на страже российского неба?

Члены общественного совета при Министерстве обороны РФ отправились в уникальную поездку. За 8 дней на раритетном самолете ТУ-34 они объедут дальние гарнизоны и военные части Центрального и Восточного военных округов и посмотрят, чем сейчас живет военная авиация. Среди участников — и главный редактор «АиФ» Игорь Черняк. Публикуем его рассказ об авиабазе особого значения Белой и 29-й дивизии, где стоят настоящие ударные монстры: «Ярсы».

   
   

О Ту-22MЗ и Джохаре Дудаеве

«Авиабаза Белая — один из крупнейших аэродромов Дальнего Востока. Сегодня здесь базируется полк Ту-22М3 (по кодификации НАТО — Backfire). Это дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики с изменяемой геометрией крыла. Как здесь появилась такая уникальная техника?

Во время Великой Отечественной войны иркутский завод производил по 2 самолёта в день. Им не хватало места для стоянки, машины перегоняли сюда, а здесь испытывали. Так оно все потихоньку и образовалось.

В 1950-х — 1960-х на Белой был расцвет: сюда стали поступать бомбардировщики Ту-4, потом более новые модели ракетоносцев, а вскоре и истребители. В 1970-х — 1980-х боевую мощь нарастили. В ельцинские времена выстояли!

Сегодня самолёты Белой контролируют огромное пространство: большую часть Севера, включая Тикси, а также Тихоокеанское побережье. Были здесь и проблемы, но сейчас командиры не жалуются.

С 1970 по 1985 г. на Белой служил Джохар Дудаев. Дослужился до полковника и начштаба дивизии дальней авиации. Интересно, что вспоминают о нем очень неплохо: порядочный и справедливый, говорят, был командир. А вон как судьба сложилась!

Фото: Facebook Игоря Черняка

Монстры на страже Отечества

Побывали мы и в 29-й ракетной дивизии, базирующейся в иркутском микрорайоне (до 2006 г. — ЗАТО) Зелёный. Соединение уникальное: в этом году дивизии исполнилось 100 лет. Образована в Армении, потом стала Витебской и вот — перенесена в Иркутск.

   
   

Нас встретили несколько настороженно: как пояснил один из сопровождающих, посторонние здесь бывают „раз в три года“. На вооружении до 2019 года были „Тополя“, а сейчас „Ярсы“. Нам рассказали, что каждая из разделяющихся боеголовок этого монстра на страже Отечества способна нанести противнику ущерб намного больше, чем бомба, сброшенная на Хиросиму. Так что сами можете прикинуть, какая ударная мощь базируется в скромном Иркутском микрорайоне: этих штуковин тут далеко не одна.

Фото: Facebook Игоря Черняка

Примечательно: денежное довольствие личного состава за последние 10 лет возросло в несколько раз. Сегодня старший лейтенант здесь зарабатывает около 70 тысяч рублей, что считается очень неплохо, учитывая возможность получить жилье и другие преимущества. Несущим боевое дежурство доплачивают еще около 20 тысяч плюсом. Так что народ на жизнь не жалуется. Хватает многодетных семей: у замкомдива пятеро, но телевизор в подарок мы вручили капитану, у которого всего трое мелких. Чтобы не сказали, что „все уходит начальству“. Парень тоже, кстати, в порядке: при рождении третьего ребенка переехал из „двушки“ в „трёшку“. Недавно семья вернулась из Москвы, куда бесплатно, по воинским перевозочным документам, ездила на экскурсию.

Куда дальше?

Маршрут нашей „турпоездки“ непростой: Чкаловский — Кольцово (Екатеринбург) — Толмачево (Новосибирск) — Белая — Иркутск — Белая — Домна (Чита) — Центральный (Хабаровск) — Сокол (Южно-Сахалинск) — Елизово (Петропавловск-Камчатский) — Вилючинск — Елизово — Украинка — Чита — Екатеринбург — Чкаловский. Среди нас немало, как теперь модно говорить, граждан серебряного возраста, в том числе уважаемых генералов. На военных туристов они, по-моему, не тянут. Да и нагрузки неслабые. А вы за 8 суток смогли бы такое повторить?»