Снова на свободе. Исландия отпустила российский парусник «Крузенштерн»

Парусник «Крузенштерн». © / Dogad75 / Commons.wikimedia.org

Удар бушпритом

Российский учебный парусник «Крузенштерн» получил разрешение от властей Исландии покинуть порт Рейкьявик и взял курс на Мурманск, сообщает «Интерфакс».

   
   

Трёхдневная задержка в порту столицы Исландии была связана с инцидентом, происшедшим 11 июня.

9 июня «Крузенштерн» прибыл в Рейкьявик в рамках навигации 2015 года, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. На его борту находились около 120 российских курсантов, 23 практиканта французской Высшей национальной морской школы из Марселя и 70 членов постоянной команды.

Судно, шедшее по маршруту военных арктических конвоев, пробыло в Рейкьявике два дня и 11 июня намеревалось продолжить свой путь.

Однако при выходе из гавани Эйстюрхебн порта Рейкьявик «Крузенштерн», который разворачивали исландские буксиры, ударил бушпритом по двум корабля береговой охраны Исландии — «Тору» и «Тюру». По версии российской стороны, все три судна получили незначительные повреждения — у «Тора» пострадала сигнальная мачта, у «Тюра» были повреждены надстройки, а у самого «Крузенштерна» погнулся бушприт.

Бушприт — это горизонтальное либо наклонное рангтоутное древо, выступающее вперёд с носа парусного судна. Он предназначен для вынесения вперед так называемого «центра парусности», что улучшает маневренность судна.

Парусник «Крузенштерн». Фото: Commons.wikimedia.org/ Magnus Manske

Претензии на 100 миллионов

После происшествия власти Исландии наложили запрет на выход «Крузенштерна» из порта до окончания разбирательства и получения гарантий от российских страховщиков.

   
   

Как сообщило агентство FlashNord со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, военно-морские силы Исландии оценили ущерб от столкновения в 100 миллионов исландских крон, или в 42 миллиона рублей. Российские специалисты считают, что реальный ущерб при этом в несколько раз меньше заявленной суммы.

Учитывая сложную внешнеполитическую ситуацию, возникло опасение, что данное происшествие может стать причиной длительной задержки «Крузенштерна» в Исландии.

Но, к счастью, для судна и экипажа всё закончилось благополучно. По заявлению Ирины Образцовой, пресс-секретаря Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота (БГАРФ), в подчинении которой находится судно, все формальности улажены, и «Крузенштерн» получил разрешение на выход из порта. Дальнейшим решением всех вопросов займутся страховые компании.

Построенный немцами парусник выигрывал регату в честь 500-летия открытия Америки

Барк «Крузенштерн» был построен в 1925–1926 годах на немецких верфях, получив первоначальное название «Падуя». В 1946 году он перешёл в собственность Советского Союза по репарациям, наложенным на Германию по итогам Второй мировой войны. Судно было переименовано в честь руководителя первой русской кругосветной экспедиции Ивана Фёдоровича Крузенштерна, а портом его приписки стал Калининград.

До 1960-х годов на судне проходили практику курсанты военно-морских училищ СССР, затем его стали использовать и для обучения гражданских моряков, а в 1983 году «Крузенштерн» был передан из Балтийского отряда учебных судов в порту Рига производственному объединению рыбной промышленности «Эстрыбпром» в Таллине.

Парусник «Крузенштерн». Фото: Commons.wikimedia.org/ Wmeinhart

В марте 1991 года «Крузенштерн» был передан от производственного объединения «Эстрыбпром» (Таллин) Калининградскому высшему инженерному морскому училищу (КВИМУ), которое ныне носит название Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота (БГАРФ).
В 1992 году «Крузенштерн», регулярно принимающий участие в регатах, победил в гонке от Бостона до Ливерпуля в честь 500-летия открытия Америки.

Утопление датского буксира обошлось без последствий

Инцидент в Исландии — второе происшествие подобного рода, происшедшее с барком «Крузенштерн» за последние 12 месяцев.

В августе 2014 года парусник при выходе из порта Эсбьерг в Дании случайно потопил буксир.

Датский буксир Diver Master был выделен «Крузенштерну» для помощи при выходе из акватории порта.

Команда буксира не смогла вовремя отдать концы, и парусник, завалив Diver Master на левый борт, затянул его под воду. Экипаж злополучного буксира не пострадал.

Несмотря на происшедшее, у администрации датского порта не возникло претензий к команде российского парусника, и «Крузенштерн» без каких-либо задержек продолжил своё плавание.