Снаряд вне очереди. Российский ВПК кратно увеличил выпуск боеприпасов

Работа самоходных артиллерийских установок «Мста-С» © / Михаил Голенков / РИА Новости

На Западе всё чаще признают: Россия показывает невероятные темпы производства снарядов. Что стоит за этими признаниями?

   
   

«Расходники» войны

Есть устоявшийся миф: в советские времена папиросы и макароны выпускались под калибр винтовочного патрона в 7,62 мм, чтобы в случае чего быстро переориентироваться на выпуск боеприпасов. Про макароны и папиросы — выдумка чистой воды. Про переориентироваться — правда. При необходимости снаряды и патроны действительно делали гражданские предприятия страны, поставленные на военные рельсы. Тот же «Уралвагонзавод» до сих пор производит один из лучших танков в мире Т-90М «Прорыв».

Когда возникла необходимость, связанная со СВО, Россия без проблем смогла нарастить выпуск оборонной продукции. Что, похоже, стало неожиданностью для Запада. Партнёры Киева обнаружили себя в статусе проигрывающих гонку снарядов.

«Снаряды, как и патроны, — основные “расходники” войны. Магазин автомата АК-74 позволяет выпустить 30 патронов за 3 секунды. Скорострельность 152-мм САУ “Акация” составляет три выстрела в минуту. Наступательный бой съедает в среднем эшелон боеприпасов за 1–2 дня. По артиллерии на одно орудие закладывается расход в 3–4 боекомплекта (БК) в сутки, где он составляет 1500 снарядов, — приводит цифры военный эксперт Анатолий Матвейчук. — Если оценивать оставшийся потенциал артиллерии ВСУ порядка в 70–80 орудий, то за один день активных боевых действий им требуется около 400 тыс. снарядов. В одном железнодорожном вагоне помещается порядка 300 снарядных ящиков, а значит, это более тысячи грузовых вагонов-пульманов».

«Свинец» и «Краснополь»

По словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, только за минувший год количество выпускаемых нашей промышленностью боеприпасов выросло более чем в 10 раз. А если учесть, что модернизации подвергаются и те, что хранились в арсеналах, — масштаб получится впечатляющим.

При этом оборонка не просто «клепает» снаряды, а делает упор на производство самых современных, дальнобойных и высокоточных. Это, например, «Свинец-2» — подкалиберный (диаметр боевой части меньше диаметра ствола) оперённый снаряд с сердечником из карбида вольфрама, способный с 2 километров пробить до 700 миллиметров катанной гомогенной стали. То есть лобовую броню любых танков.

«Танки с танками воюют достаточно редко, особенно во встречном бою. Поэтому в боеукладке российских танков снаряд “Свинец-2” не основной, а на случай соприкосновения с танками ВСУ на короткой дистанции, — объясняет военный эксперт Борис Джерелиевский. — Всё-таки те же “Абрамсы” и “Леопарды” в первую очередь уничтожают артиллерия, штурмовая авиация и вертолёты, оснащённые противотанковыми комплексами».

   
   

Для ствольной артиллерии у нас широкий выбор 152-мм снарядов. Один из самых эффективных — «Краснополь», который для увеличения дальности оснащён реактивным двигателем. Неслучайно его сравнивают с хирургическим скальпелем, вскрывающим очаги сопротивления неприятеля.