Боевую работу подразделений российской армии в зоне СВО уже невозможно представить без надежных помощников — БПЛА. Еще недавно всем миром скидывались на покупки для нашей армии китайских «мавиков», а сегодня российские беспилотники господствуют в небе Украины.
Быстр и вынослив как татарский конь
БПЛА «Элерон-7» — детище казанской компании «Эникс». Это предприятие стояло у истоков создания военной беспилотной авиации в России. Еще в 2010 году оно вошло в число трех претендентов, наравне с кампаниями ZALA и «Специальный технологический центр», претендующими на заключение контракта с Минобороны РФ. Чтобы представлять уровень конкуренции, уточним, что «Ланцеты», уничтожающие сегодня вражескую технику десятками в день — это ZALA, а самый массовый разведчик в зоне СВО «Орлан» изготавливается на предприятии «Специальный технологический центр».
Кстати, это были первые образцы отечественных БПЛА, которых российское оборонное ведомство поставило на одну ступеньку с импортными моделями. Бывший тогда министром обороны России Анатолий Сердюков утверждал, что российские беспилотные аппараты не удовлетворяют требованиям военных ни по одному пункту. И тут такой успех. На испытаниях тогда еще первый «Элерон» показал высокую скорость и надежность, получив «повестку» в армию.
Высота и автономность — его конёк
«Рабочая высота „Элерона“ составляет 1000-1500 метров, — рассказывает оператор БПЛА с позывным „Сокол“. — Но он может при необходимости подниматься и на пять километров. Но сейчас мы летаем значительно ниже. Этого вполне хватает, чтобы засечь противника и вычислить его координаты. В ночное время используем тепловизор».
Дрон-разведчик «Элерон-7» предназначен для действия непосредственно на линии боевого соприкосновения. Для запуска ему хватает небольшого клочка земли, на который устанавливается катапульта. Подготовка у опытного оператора занимает меньше пяти минут и дрон отправляется в полет. Работу в небе контролирует оператор, он ведет БПЛА по утвержденному маршруту.
Только со стороны может показаться, что это очень просто. В небе у «Элерона» предостаточно врагов, в первую очередь это вражеские средства РЭБ. «На случай форс-мажора, — уточняет оператор с позывным „Аркан“, — у дрона имеется функция автоматической посадки — он возвращается на место старта».
Дрон — лучший друг артиллериста
Чаще всего в зоне СВО «Элерон-7» работает в тесной связке с артиллеристами. Камера БПЛА с 30-кратным увеличением может в режиме реального времени передавать изображение местности на дальность до 25 километров. «Этого вполне хватает, чтобы обнаружить позицию противника и передать координаты артиллеристам, — поясняет оператор с позывным „Стриж“. — Артиллерия отрабатывает, мы подтверждаем, что цель уничтожена. Можем охотиться за подразделениями, в движении фиксировать цель, за ней проследить и нанести огневое поражение. Всё выбираем — и живую силу, и бронетехнику. Всё, что видим, уничтожаем». «Элерон» возвращается на базу и ждет новых боевых заданий.