Разработки — за два года? Реально, если предприятия смотрят в будущее

«Глазастая ракета»

Конечно, самое захватывающее в программе авиасалона — это демонстрационные полёты. В них завораживает всё — и лёгкое парение моделей малой авиации, и невероятные фигуры высшего пилотажа военных машин. Но это только в воздухе и на статических стоянках на земле демонстрируются комплексные результаты — машины и техника. А на 19 тысячах квадратных метров выставочных площадей в стационарных павильонах, 1200 кв. метров — во временных и 78 шале разместились экспозиции тысяч предприятий авиационной, космической и смежных отраслей, каждое из которых вносит свой вклад в эти результаты — создаёт детали, узлы, материалы.

   
   
Фото: ashurbeyli.ru

Предприятия, входящие в Ассоциацию военно-промышленных компаний, представили на МАКСе свою продукцию и свои возможности сообща — на едином стенде.

Справка
Ассоциация военно-промышленных компаний создана известным российским учёным и промышленником Игорем Ашурбейли в июле 2015 года в целях содействия развитию системы оборонно-промышленного комплекса страны, координации производственной и предпринимательской деятельности её членов — для повышения эффективности программ выпуска продукции военного, двойного и гражданского назначения.

«Почему так мелко написано: „ферриты“? Почему вы их так слабо рекламируете?» — спросил посетивший экспозицию ассоциации Олег Мартьянов, член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ.

Олег Мартьянов во время посещения экспозиции стенда Ассоциации ВПК. Фото: ashurbeyli.ru

Ферриты — это химические соединения оксида железа Fe2O3 с оксидами других металлов, обладающие особыми магнитными свойствами. Они сочетают высокую намагниченность и свойства полупроводников — для многих современных устройств материал незаменимый.

«Цех по производству ферритов входящего в ассоциацию Конструкторского бюро № 1 уникален. Таких в стране всего два», — объясняет Руслан Ашурбейли, генеральный директор КБ

Качество его продукции уже известно многим. На ферритовых комплектующих, произведённых в КБ-1, работают свч-приборы, радиолокационные антенны. При низком энергопотреблении и скромных габаритах быстродействие их работы существенно повышается. 

Но особенной популярностью на МАКСе пользовался тубус обычной сигнальной ракеты, который скромно лежал на витрине. Это не просто ракета, а индивидуальная система оперативной рекогносцировки «Глаз». Запускается она, повисает в воздухе на парашютике, а камера, установленная в ней, в это время ведёт съёмку местности. Изображение передаётся на любое мобильное устройство — ноутбук, планшет и даже телефон. Недорогой «Глаз» — наш ответ американским дорогим беспилотникам. 

   
   
Индивидуальная система оперативной рекогносцировки «Глаз». Фото: ashurbeyli.ru

Как говорит Руслан Ашурбейли, «глазастой ракетой» КБ-1 заинтересовались не только военные, но и представители МЧС, которым она может облегчить работу в местах стихийных бедствий, а также войска радиационной и химической защиты (только им вместо камеры нужен датчик радиации).

От МАКСа до МАКСа

Некоторые постоянные посетители авиасалона сетуют — мол, видят те же машины, что и в прошлый раз, в 2013 г. Конечно, два года для производства нового самолёта — срок слишком малый. А для разработки новых деталей?

Фото: ashurbeyli.ru

«Практика показывает: период освоения новой продукции — примерно три года, — объясняет Алексей Гордин, генеральный директор предприятия „ФазАр“, ещё одного члена Ассоциации ВПК. — А если работа не простаивает по каким-то объективным причинам, то он и того меньше — от нескольких месяцев до года. Поэтому мы представляем новые свои разработки, которых в 2013 году ещё не было».

Разработки у этих предприятий свои собственные, которые они делают на свои средства и на свой страх и риск. Иногда под крошечную детальку создаётся целое новое производство — как, например, в случае с динамически настраиваемым гироскопом Арзамасского приборостроительного завода им. П. И. Пландина. Этот приборчик размером с футляр фотоплёнки даёт возможность пилоту определять местонахождение без GPS.

Рядом с гироскопом на витрине ассоциации и другая продукция этого предприятия — компактный рулевой привод, шариковинтовая передача. Все они значительно превосходят по разным параметрам существующие аналоги.

«Мы привезли детали, которые появятся у тех самолётов, что сегодня только разрабатываются», — говорит коммерческий директор Алексей Рощин.

Немцев потесним?

Пьезоплатформа для управления блоками зеркал системы наведения Научно-исследовательского института «Элпа», вполне возможно, станет хорошим примером импортозамещения. Прежде на борт «сушек» и МИГов устанавливали такие системы, поставляемые из Германии. 

«Мы уже провели макетные испытания, причём проводили их у заказчика, — говорит Сергей Нерсесов, генеральный директор НИИ. — В сентябре должен состояться конкурс. А поскольку мы там будем единственным российским участником, то с учётом нынешнего курса валют, думаю, наше предложение будет вне конкуренции».

Олег Бочкарёв посетил стенд Ассоциации военно-промышленных компаний. Фото: ashurbeyli.ru

Олег Бочкарёв, зампредседателя коллегии Военно-промышленной комиссии РФ, посетив стенд Ассоциации военно-промышленных компаний, высоко оценил качественное и добросовестное исполнение гособоронзаказа предприятиями, входящими в ассоциацию, их новые разработки и вклад в повышение обороноспособности страны.