Стратегическая авиация США в ходе учений отработала применение ядерного оружия против России, рассказал во вторник министр обороны РФ Сергей Шойгу.
«Вышли на рубеж применения крылатых ракет»
Заявление было сделано на переговорах Шойгу с китайским коллегой Вэй Фэнхэ. «В этом месяце в ходе учения стратегических сил США „Глобал тандер“ 10 стратегических бомбардировщиков отрабатывали вариант применения ядерного оружия против России практически одновременно с западного и восточного направлений. Минимальное удаление от нашей государственной границы составило 20 км», — сообщил российский министр.
«В ходе этих мероприятий экипажи американских бомбардировщиков отрабатывают выход на рубеж применения крылатых ракет с нанесением условного ракетного удара, — добавил Шойгу. — Во всех случаях наши средства противовоздушной обороны своевременно обнаруживали американские стратегические бомбардировщики, устанавливали непрерывный контроль и осуществляли меры по предотвращению инцидентов».
По словам Шойгу, в целом активность американской авиации близ границ России усилилась: за последний месяц к нашим рубежам было совершено около 30 вылетов, что в 2,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Говоря о восточном направлении, министр отметил, что в 2020 г. над акваторией Охотского моря стратегическая авиация ВВС США выполнила 22 полета, тогда как в 2019 году — всего 3. Он заявил, что такие действия создают угрозу и для Китая.
Вэй Фэнхэ подтвердил, что активность американских военных вблизи китайских границ растет. В своем выступлении китайский министр по-восточному не скупился на яркие образы: «Стоя перед лицом безумного сдерживания и давления со стороны США, Китай и Россия сплочены вместе как великая гора. Наша дружба нерушимая. Мы вместе противодействовали гегемонии со стороны США и выступаем против фальшивого демократического режима США и фальшивого мультикультурализма, а также новых проявлений холодной войны в новой форме. И таким образом мы показали наши взаимоотношения лучше, чем союзнические».
О том, что учения Global Thunder 22 позволят проверить «готовность ядерных сил по всех районах миссии», ранее заявляло Стратегическое командование ВС США. В ходе маневров будет применяться «опыт глобальных операций в координации с другими боевыми группами, службами и вовлеченными правительственными агентствами США в целях сдерживания, обнаружения и, при необходимости, отражения стратегических атак против США и их союзников», — предупредили американцы.
«Чертить красные линии и предупреждать о последствиях»
Насколько опасны подобные демонстративные учения у российских границ и как России следует на них отвечать, АиФ. ru спросил у председателя совета ПИР-центра, генерал-лейтенанта запаса, кандидата военных наук Евгения Бужинского.
Виталий Цепляев, АиФ. ru: Евгений Петрович, подобные маневры в воздухе поблизости от границ России — это действительно нечто беспрецедентное?
Евгений Бужинский: Да, это точно не рутинная вещь. Я во всяком случае не припомню, чтобы американцы в последние годы проводили такие учения. Но вы же видите, уровень конфронтации растет, уже почти зашкаливает. И данные маневры — лишнее тому доказательство.
— По-вашему, как России следовало бы ответить на эти учения стратегической авиации ВВС США?
— На мой взгляд, надо провести в ответ учения где-нибудь в районе Гавайев, совместно с китайцами. И тоже привлечь к ним самолеты стратегической авиации, провести учебное бомбометание в 20 км от американских территориальных вод. Это было бы адекватным, симметричным ответом. Тем более с китайскими военными мы уже подобные совместные полеты в Тихоокеанском регионе проводили. Нынешняя демонстрация силы — она ведь была адресована не только нам, но и Китаю. Поэтому и действовать нам тоже нужно сообща. Я думаю, если американцы чего-то и добились своими маневрами, то лишь еще большего сближения России и КНР в военной области. Хотя им этого меньше всего бы хотелось.
— Есть ли возможность как-то понизить градус напряженности между Россией и США сегодня?
— Градус будет только повышаться — и на западе, и на востоке. Американцы решили, видимо, так — раз они теряют единоличное лидерство в мировой политике, то нужно всячески попытаться его вернуть. Не думаю, что они действительно хотят развязать мировую войну — надеюсь, сумасшедших в руководстве США все-таки мало, хотя такие персонажи там есть, особенно в Конгрессе. Воевать они, может, и не хотят, но они будут всячески показывать, что они самые сильные, самые богатые и самые мощные, что их ресурсы превосходят и наши, и китайские.
— Есть ли риск, что в один непрекрасный момент такая демонстративная конфронтация перерастет в реальные столкновения?
— Исключать нельзя ничего. Любая провокация способна усугубить ситуацию. Украинцы могут спровоцировать новый вооруженный конфликт на Донбассе или в Черном море. Американцы могут спровоцировать конфликт вокруг Тайваня... А там недалеко и до глобальной войны, которая станет глобальной катастрофой.
— Мрачноватый прогноз, однако... Как все-таки этого не допустить? Может, лидерам пора уже сесть за стол переговоров, чтобы избежать худшего сценария?
— Конечно, уровень конфронтации нужно снижать. Трамп не мог этого сделать по определению. Байден попытался на встрече с Путиным в Женеве, и что? Видно, потом он встретил настолько сильное сопротивление своего «вашингтонского болота», что все его усилия в этом болоте и увязли... Посмотрим, что будет дальше. Но я думаю, если саммит на высшем уровне все-таки состоится, то там уже нужно будет не любезностями обмениваться, а конкретно обо всем договариваться — чертить красные линии и предупреждать о возможных последствиях.