Повысить класс. В США из бизнес-джета сделали самолет-разведчик

Американская компания L3Harris Technologies провела первые летные испытания самолета разведки и радиоэлектронной борьбы ARES, который разрабатывается для армии США. Он может совершать миссии на высоте более 12 тысяч метров и летать до 14 часов. АиФ.ru выяснял, что это за самолет и зачем он нужен. 

   
   

Название самолета-разведчика — ARES — расшифровывается как Airborne Reconnaissance and Electronic Warfare System («воздушная разведка и радиоэлектронная борьба»). Первый тестовый полет ARES совершил 27 августа во Флориде. Аббревиатура ARES говорит о том, что на борту может стоять аппаратура РЭБ. В настоящее время демонстратор технологий испытывается без средств РЭБ. Он летает на высоте более 12 тыс. метров в течение 14 часов и активирует высокоточный огонь на дальние расстояния для противодействия удаленным угрозам.

ARES является прототипом авиационной платформы для разведки и радиоэлектронной борьбы, которая могла бы функционировать на большей высоте, а также летать дальше и дольше, чем самолеты RC-12 Guardrail, MC-12 и EO-6C, которые сегодня стоят на вооружении у американских военных.

Прототип разработан на базе бизнес-джета Bombardier Global 6500, полезная нагрузка которого составляет 5,6 тонны. Это канадский дальнемагистральный бизнес-джет. Его самая широкая в своем классе кабина разделена на 3 части, чтобы обеспечить максимальный комфорт и конфиденциальность для 17 пассажиров. Дальность Global 6500 составляет 12223 км, он расходует меньше топлива, чем аналоги. На нем стоят специально разработанные новые двигатели Rolls-Royce Pearl.

Повышенная дальность полета ARES позволит снизить риски миссии, устраняя необходимость действовать вблизи труднопроходимой или закрытой границы, что невозможно с системами зондирования на малых высотах и на коротких дистанциях.

Оборудование для нового самолета-разведчика создавалось в рамках программы HADES (High Accuracy Detection and Exploitation System — «Высокоточная система обнаружения и эксплуатации»). Прототип оснащен набором датчиков, которые обнаруживают наземные цели для артиллерии и баллистических ракет. Техническое задание предусматривает, что ARES в режиме реального времени автоматически передает координаты обнаруженных целей наземным артиллерийским и ракетным подразделениям. Благодаря этому самолет поможет более эффективно применять высокоточное оружие большой дальности. 

Компания L3Harris выиграла контракт на строительство ARES в ноябре 2020 года. Новый самолет заменит устаревающие турбовинтовые машины Beechcraft RC-12X Guardrail, которые представляют собой тактические самолеты радиоэлектронной разведки, созданные американской фирмой Beech Aircraft. Машина принята на вооружение армии США почти сорок лет назад, в настоящее время она устарела как с точки зрения эксплуатационных возможностей, так и с точки зрения технического обслуживания. Большинство самолетов настолько выработали ресурс, что приходится периодически изымать запчасти со списанных бортов, которые хранятся на «кладбище» самолетов Дэвис Монтен, штат Аризона.

   
   

В Соединенных Штатах есть большое количество самолетов, которые могут осуществлять функции как разведки, так и ведения радиоэлектронной борьбы. В настоящее время разведку вдоль государственных границ России ведут самолеты Beechcraft RC-12X Guardrail, Bombardier Challenger 650, Boeing P-8 Poseidon, Boeing RC-135W Rivet Joint, Lockheed P-3C CUP Orion.

Также ВВС и ВМС США традиционно имеют значительный парк самолетов, предназначенных для ведения исключительно радиоэлектронной борьбы. В разные годы к машинам этого типа относились Douglas EA-1F Skyraider, Martin EB-57 Kanberra, Douglas EB-66 Destroyer, McDonnell Douglas EКA-3 Skywarrior, EF-111A Raven, Grumman EA-6B Prowler, ЕС-130Н «Compass Call», Lockheed EP-3E Orion Aries II, Douglas EC-24, Boeing RC-135W Rivet Joint, EA-18G Growler. Такое многообразие специализированных самолетов РЭБ показывает, какое внимание в США уделяется ведению авиационной разведки и радиоэлектронной борьбе.