Последний аргумент. До конца 2015 года Россия получит «самолет Судного дня»

Ил-80. © / Commons.wikimedia.org

«Комплекс успешно прошел госиспытания»

Министерство обороны РФ до конца текущего года получит в свое распоряжение новейший воздушный командный пункт, предназначенный для управления Вооруженными силами в условиях войны с применением ядерного оружия.

   
   

«Объединенная приборостроительная корпорация», входящая в «Ростех», 1 декабря сообщила об успешном завершении государственных испытаний воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения.

«Первый бортовой комплекс технических средств (БКТС) на базе самолета Ил-80 успешно прошел госиспытания и до конца 2015 года будет передан заказчику», — говорится в пресс-релизе компании.

«Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения», — заявили в «Объединенной приборостроительной корпорации».

«Ночной дозор», всем выйти из сумрака!

Техника подобного рода является уникальной и имеется в распоряжении только двух стран – США и России.

Впервые подобные летающие пункты управления были созданы в США во второй половине 1970-х годов. В 1979 году появилась новая модификация с усиленной защитой от поражающих факторов ядерного взрыва, получившая название E-4B «Nightwatch» («Ночной дозор»). Однако, с легкой руки американских журналистов, эти лайнеры получили название «самолеты Судного дня» или «самолеты конца света».

Они предназначены для президента, министра обороны и других членов высшего военного руководства США на случай начала ядерной войны, если наземные структуры управления будут разрушены или повреждены.

   
   

Американские «самолеты Судного дня» могут находиться в полете целую неделю при условии воздушной дозаправки. Каждая машина способна поднять в воздух более сотни человек.

Один из четырех E-4B всегда полностью готов к вылету в течение нескольких минут. Во время зарубежных поездок президента «самолет судного дня» сопровождает его, как и адъютант с «ядерным чемоданчиком». Если глава государства или руководитель Пентагона гибнут, предусмотрен сценарий мгновенной передачи командования войсками другому высокопоставленному лицу.

Советскую версию «лайнера Судного дня» создали на базе Ил-86

Советский «самолет Судного дня» начал разрабатываться в 1980-х годах в КБ Ильюшина на баз первого советского пассажирского широкофюзеляжного самолета Ил-86.

Новый самолет получил название Ил-80. Как и его американский аналог, он был предназначен для управления Вооружёнными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. Для максимального обеспечения защиты от поражающих факторов ядерного взрыва у Ил-80 отсутствуют иллюминаторы, а количество люков сокращено до минимума.

Визуально от своего прототипа Ил-86 советский «самолет Судного дня» отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Кроме того, Ил-80 оснащен всеми возможными видами связи, включая оборудование для связи с подводными лодками, находящимися на боевом дежурстве.

Как и в США, в СССР было создано четыре «самолета Судного дня», однако на вооружение они были окончательно приняты лишь в 1992 году, то есть уже после распада СССР.

В 1997 году российские «самолеты Судного дня» были переданы в сформированную 3 Авиационную эскадрилью, базирующуюся на подмосковном аэродроме Чкаловский.

Списать нельзя модернизировать

Вопрос о целесообразности использования «самолетов Судного дня» в последние годы активно обсуждался в военном руководстве как США, так и России.

В 2004 году администрация президента Джорджа Буша сняла с режима 24-часовой готовности Е-4В и они стали использоваться для международных визитов, а также как временные штабы в случае возникновения стихийных бедствий национального масштаба. В 2006 году министр обороны Дональд Рамсфелд сообщил, что «самолеты Судного дня» будут списаны до 2009 года. Затем, однако, этот срок был продлен до 2015 года. А в начале 2015 года стало известно, что главный финансист министерства обороны США Майк МакКорд подал заявку в Конгресс на перепрограммирование и модификацию коммуникационного оборудования, установленного на президентских лайнерах и воздушных командных пунктах управления всеми вооруженными силами США. Два самолета Boeing 747-200B, на которых летает глава государства, и четыре E-4B Nightwatch, являющиеся мобильными командными пунктами, должны получить высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные коммуникационные каналы высокой надежности и пропускной способности. Вряд ли расходы на обновления, оценивающиеся в 79 миллионов долларов, могут относиться к «списываемым» лайнерам.

Работы над третьим поколением уже ведутся

В России после некоторых колебаний также была сделана ставка на обновление «самолетов Судного дня», однако одним обновлением средств связи дело не ограничилось. По сути, на базе все того же самолета Ил-80 создан абсолютно новый комплекс управления Вооруженными силами с применением всех современных технологий.

Читайте также: В России разработают третье поколение «самолетов судного дня»

Этим, однако, дело не ограничится. Еще летом 2015 года, в рамках авиасалона МАКС, проходившего в подмосковном Жуковском, гендиректор входящего Объединенную приборостроительную корпорацию НПП «Полет» Александр Комяков заявил о том, что в настоящее время ведутся работы над созданием нового, третьего поколения воздушных пунктов стратегического управления. При этом Комяков не стал уточнять сроков окончания данных работ.