Полный улет. 15-й авиасалон МАКС запомнится громкой премьерой и QR-кодами

До приезда В. Путина истребитель Checkmate держали в охраняемом ангаре и никому не показывали. © / Евгений Биятов / РИА Новости

В этом году главным отличием салона МАКС от таких авиавыставок, как Ле-Бурже и Фарнборо, было уже то, что он состоялся.

   
   

Такого авиасалона подмосковный город авиаторов Жуковский ещё не знал. Пропускная система, которая ранее состояла из двух «линий обороны» – проверки ручной клади и аккредитации, – дополнилась третьей. На последнем рубеже волонтёры сканировали QR-коды и проверяли ПЦР-тесты участников и посетителей. 

Воздушный извоз

С 2015 г. МАКС работает в условиях всё возрастающего между­народного давления на Россию. Тем не менее в этом году в Жуковский приехали представители 250 зарубежных компаний из 54 стран. Притом что именно здесь были оглашены меры по постепенному вытеснению иностранной продукции из авиапарков отечественных перевозчиков. Минпромторг в лице его главы Дениса Мантурова озвучил масштабный план выпуска 735 гражданских воздушных судов к 2030 г. Это серьёзная заявка, если учесть, что нынешний парк всех российских авиакомпаний – чуть больше 1 тыс. бортов и более 70% из них ино­странного производства. Все самолёты, на которые делается ставка, были представлены на МАКС-2021.

Ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100 и без авиасалона известен жителям России. За 10 лет эксплуатации эти самолёты перевезли десятки миллионов пассажиров. Сегодня в эксплуатации у 9 авиакомпаний находятся 175 «Суперджетов». Самолёты можно встретить в разных версиях: дальностью 3050 и 4600 км, вместимостью от 87 до 108 пассажиров.

Кстати, нынешняя ситуация с карантинными ограничениями повлияла на рынок авиаперевозок самым странным образом. Международные и дальнемагист­ральные перелёты обвалились ещё в прош­лом году. Зато в рост пошли региональные перевозки внутри стран: эпидемия эпидемией, но в отпуск хочется всем. В итоге в эпоху ковида лучше стали продаваться сравнительно небольшие самолёты с количеством кресел до сотни.

На авиасалоне корпорация «Иркут» заключила контракты о поставках 58 «Суперджетов» – один из крупнейших контрактов в истории МАКСа. 15 уже в этом году возьмёт авиакомпания «Россия», 25 в 2021–2022 гг. – «Ред Уингс», от 15 до 25 в 2026 г. будут переданы авиакомпании «Азимут» и 8 до 2024 г. – ­«Авроре», создаваемой на базе авиапредприятий Дальневосточного федерального округа.

«На «Суперджетах» за два последних года открыто свыше 200 маршрутов между городами России. По данным ВЦИОМ, среди пассажиров сейчас есть очевидный запрос на расширение маршрутной сети по России в обход Москвы, и именно ­SSJ-100 с его характеристиками может закрыть эту потребность», – заявил Денис Мантуров. 

   
   

Ещё одним хитом продаж собираются сделать МС-21 вместимостью 200 пассажиров. Первые серийные поставки само­лётов на внутренний рынок должны начаться в конце 2022 г. На авиасалоне эти самолёты летали парой, как драконы в брачный период. На одном стояли американские двигатели Pratt & Whitney, на другом –  отечественные ПД-14. Разницы никто не почувствовал.

Продолжаются работы и по созданию регионального Ил-114-300 вместимостью 50–60 пассажиров. Эту машину с трудной судьбой давно ждут в российской глубинке. И совсем уж к «малой авиации» относится 9-местный «Байкал», наследник легендарного Ан-2. Серийное производ­ство может начаться уже через год. Само­лётик выглядит несколько архаично, но под капотом у него новый российский турбовинтовой двигатель. 

Ни шаха без мата

Главной сенсацией военной части салона стал лёгкий тактический самолёт (ЛТС) Су-75 Checkmate, он же Т-75, он же Су-75, он же Screamer («Крикун»), как его назвали в американской разведке из-за большого воздухозаборника, придающего самолёту особый вид. Маркетологи, работающие на ОАК, начали гнать туман за несколько дней до открытия авиасалона. Туман сгущался: в интернете появлялись «случайно утёкшие» фотографии ранее невиданного самолёта под чёрным чехлом. Множились и его возможные названия – от вполне понятного ­«однодвигательный истребитель 5-го поколения» до загадочного Checkmate.

Журналистов запустили в тщательно охраняемый ангар через несколько часов после того, как территорию ­МАКСа покинул президент Путин. На стене ангара был нарисован шахматный конь, потому журналисты тут же прозвали загадочную новинку «Конь в пальто». Вблизи ЛТС выглядит младшим братом двухдвигательного истребителя Су-57 – не таким мощным, зато более стройным. Как будто тот самолёт разобрали, выкинули треть деталей и собрали заново. 

На мировом рынке вооружений сейчас достаточно много истребителей с одним двигателем. Но вот чего там точно нет, так это дешёвых одномоторных истребителей. А они хорошо продавались бы в страны Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, Африки. Эдакий летающий автомат Калашникова. По словам главы Ростеха Сергея Чемезова, Checkmate будет стоить 25–30 млн долл., притом что зарубежные аналоги – американские F-35, французские Rafale и шведские Gripen – стоят 60–90 млн долл. 

Разработчики позиционируют Checkmate как «самолёт открытой архитектуры». Это подразумевает, что каждый заказчик (такая форма обслуживания пришла из коммерческой авиации) может выбрать комп­лектацию машины под себя. Только не количество кресел в салоне, а набор боевых возможностей. Хотите применять его против воздушных целей? Против наземных и морских? Для разведки? Пожалуйста, любой каприз за ваши деньги.

Денис Мантуров заявил о готовности истребителя через 4 года. В ОАК назвали срок в 2 года, но при условии должного финансирования. При этом в обоих случаях речь идёт только о соз­дании первого лётного образца для испытаний. Установочная партия новых машин может быть построена в 2026 г. В презентации, прошедшей на ­авиасалоне, первые поставки заказчикам обещали через 5,5 года.

К слову о покупателях. Вице-премьер Юрий Борисов обмолвился о наличии «якорного заказчика» среди иностранных ВВС. Правда, о какой стране идё­т речь, он не уточнил. В ­ролике ОАК, посвящённом новинке, фигурировали Индия, Аргентина, Мьянма, Вьетнам, ОАЭ. Разумеется, новый самолёт будут предлагать и нашим военным. Они тоже заждались «дешёвого» и лёгкого истребителя. Например, для использования в палубной авиации. 

Почему новый Самолёт сухого назвали не по-русски?

Странное название главной авиановинки – Checkmate – привлекло к себе едва ли не больше внимания, чем её боевые возможности. 

«На самом деле Checkmate – «шах и мат» – не более чем маркетинговый приём, – объяснил гендиректор ОАК Юрий Слюсарь. – Конкуренция на рынке боевых самолётов растёт, и некий игровой момент, связанный с запоминающимся названием, тут вполне уместен. Придумывая название новой машине, мы, с одной стороны, хотели показать всё, чем мы обладаем. Шахматы – игра интернациональная, слова «шах» и «мат» понятны без перевода в любой точке мира. С другой стороны, перед специалистами по маркетингу была по­с­тавлена задача не перехвалить самолёт и продемонстрировать сдержанность и скромность. По-моему, они с этим справились».