Целая эпоха — да не одна! — уходит в прошлое: вооружённые силы России готовы отказаться от автомата Калашникова. Оружие, верой и правдой служившее 65 лет, перестало устраивать военных невысокой, по нынешним меркам, кучностью огня и кондовой эргономикой. Так что российский солдат будущего, экипированный перспективным комплектом «Ратник» (новая «броня», разгрузки, различные электронные устройства), будет вооружён уже не АК. На смену легендарному автомату готовы прийти четыре образца, разработанные заводом им. Дегтярёва и предприятием «Ижмаш». В настоящий момент претенденты проходят государственные испытания, по итогам которых не исключается принятие на вооружение сразу нескольких образцов. Кто же они, наследники АК?
А545 и А762 (АЕК)
Самого интересного претендента, безусловно, представили «дегтярёвцы». Несмотря на то, что оружие новое, оно имеет солидную и интересную историю. А545 и А762 (это одна и та же система, но под разные калибры: 5,45Х39 и 7,62Х39 соответственно) были разработаны ещё в конце 70-х годов прошлого века конструктором Станиславом Кокшаровым. Для чего? Вы удивитесь, но… для участия в конкурсе на замену «калашникову»! Да, ещё при СССР армия стала выбирать, чем бы заменить АК. Под индексом АЕК-971 и 973 оружие Кокшарова было протестировано в конкурсе «Абакан», который состоялся в конце 80-х, и проиграло автомату Никонова (АН-94).
АН-94
Формально автомат Никонова и стал преемником «калашникова»: в 1997 году его приняли на вооружение, начали производство — но дело быстро застопорилось. Во-первых, в бюджете не было достаточно денег на перевооружение, а во-вторых, АН-94 невзлюбили военные. Прозванный в частях «часами с кукушкой» за сложную неординарную конструкцию, «никонов» — в реальной жизни, а не на бумаге — не сильно превосходил «калашников» по боевым качествам. Зато был ощутимо дороже и куда менее надёжным. До 2000 года АН-94 выпускался малыми партиями и передавался только частям спецназначения: стало понятно, что для массового вооружения армии он не подходит.
Тогда вновь вернулись к рассмотрению его ближайшего конкурента, АЕК, которого многие специалисты считали незаслуженно обойдённым.
АЕК
В отличие от АН-94, чей принцип «смещённого импульса отдачи» понятен только профессиональным оружейникам, АЕК базируется на более простой схеме «сбалансированной автоматики». Вкратце можно объяснить так: при выстреле из обычного АК подвижные части оружия (затвор, затворная рама) с большой силой откатываются назад, а затем устремляются вперёд, «разбалтывая» автомат в руках стрелка и сбивая ему прицел. Именно поэтому стрельба очередями из АК недостаточно эффективна: слишком большое получается рассеивание. Кокшаров придумал, как снизить импульс отдачи: когда затвор с рамой движутся назад, вперёд выкатывается такой же по массе противовес, связанный с ними зубчатой рейкой и шестернёй. В результате по эффективности огня АЕК превосходит АК74М в 1,5–2 раза.
Отметим, что к нынешнему конкурсу конструктор усовершенствовал своё детище. Если АЕК 80-х годов по схеме сборки-разборки напоминал АК, то для обслуживания А545 и 762 необходимо отсоединить заднюю крышку, а верх ствольной коробки стал несъёмным. Это позволяет безболезненно размещать на оружии оптические прицелы. Кроме того, была доработана эргономика: приклад автомата стал телескопическим, рукоятка управления огнём приобрела удобный наклон, а выведенный под большой палец стрелка рычаг предохранителя теперь продублирован на обе стороны (для правшей и левшей). Остается добавить, что А454 также выпускался небольшими партиями для спецназа, прошёл боевое крещение и заслужил высокую оценку среди военных.
АК-12 и АК-103-3
«АК умер — да здравствует АК!» — именно это хочется воскликнуть, глядя на ижевского претендента. На самом деле, про «двенадцатый» АК достоверно известно не так много, но если судить по тому, что говорит его конструктор Владимир Злобин — в нём нет ничего принципиально нового. Злобин утверждает, что схема работы автоматики АК вовсе не устарела: в современном западном оружии также применяется обычный газовый двигатель. А новаторские схемы, вроде смещённого импульса отдачи АН-94 или сбалансированной автоматики А545, используются только в России. Это наследие позднего СССР, обладавшего мощной инженерной и конструкторской школой — но, может быть, оно пока и не нужно? В самом деле, нельзя не признать, что оружейники всего мира пользуются проверенными старыми схемами, время от времени модернизируя оружие под текущие требования.
Кажется, ижевчане решили пойти по тому же пути: АК-12 осовременен большим количеством планок Пикатинни, на которые можно «навесить» кучу дополнительного оборудования: прицел, фонарь, переднюю рукоятку, ЛЦУ и т.п. Отметим, что Пикатинни — это НАТОвский стандарт крепления (MIL-STD-1913). Но, так как российская оборонка практически не производит собственного оборудования к оружию (или не дотягивает по качеству), военные вынуждены пользоваться импортным — и поэтому будет полезнее западное крепление. Безусловно, перспективный российский автомат с переходниками под стандарт НАТО — своеобразная примета времени, но совершенно непонятно, насколько такое решение действительно «перспективно» в свете санкций.
Проблема с размещением оптики на АК решена достаточно стандартно: крышка ствольной коробки сделана не съёмной, а откидывающейся на шарнире. В закрытом состоянии она жёстко зафиксируется при помощи рычага; похожим образом АК «тюнингуется» и у нас, и за рубежом. Но, как показывает практика, при открытии крышки (это необходимо для чистки оружия) настройки установленного на ней прицела всё равно сбиваются из-за неизбежного люфта соединений — и его нужно пристреливать заново. Возможно, конструктору АК-12 удалось решить эту проблему.
Эргономика «двенадцатого» АК существенно превосходит АК «классический»: в оружии реализованы практически все «фишки» современных западных образцов. Предохранитель размещён под большим пальцем стрелка и продублирован слева; удлинённая защёлка магазина позволяет сбросить его пальцем правой руки, что, вкупе с присутствующей затворной задержкой, ускоряет перезарядку автомата; телескопический складной приклад регулируется по длине. Конечно, нельзя не отметить, что выглядит «двенадцатый» всё равно ретрограднее изделия дегтярёвского завода, зато он обладает преимуществом проверенной схемы — это означает, что с освоением нового автомата на производстве и в войсках проблем возникнуть не должно.
Что касается последнего претендента от «Ижмаша», то АК-103-3 точно не назовёшь новинкой: он состоит на вооружении подразделений ФСБ; его можно было видеть на фотографиях «вежливых людей» в Крыму. По сути, это промежуточная ступень между обычной «сотой серией» и АК-12. На автомате установлена эргономичная рукоятка управления огнём, цевьё с планкой Пикатинни и пресловутая крышка ствольной коробки на шарнире. Так как конкурс на новый автомат по программе «Ратник» проходит «за закрытыми дверьми», остаётся только гадать — зачем ижевчане выставили на него не самый новый «сто третий»? Можно предположить, что по условиям конкурса каждый из участников должен был представить два образца — под два основных российских калибра, и «Ижмаш» просто не успел подготовить АК-12 в калибре 7,62Х39.