До последнего времени все военно-морские теоретики сходились в том, что основа мощи любого флота — это боевые корабли. Чем их больше на флоте, тем он сильнее. Выступая на дне ВМФ в Санкт-Петербурге, президент Владимир Путин поставил этот постулат под сомнение.
Девять Махов
Вот есть в ВМС США с десяток авианосных соединений. Но значит ли это, что звездно-полосатый флот господствует на морях?
Флот постоянно совершенствуется, сказал глава государства: «Достаточно упомянуть новейшие, не имеющие аналогов в мире гиперзвуковые ракетные комплексы «Циркон», для которых нет никаких преград. Уважаемые товарищи, их поставка в Вооруженные силы России начнется в ближайшие месяцы».
Далее Путин сообщил, что первым новое оружие получит фрегат «Адмирал Горшков», на котором его и испытывали. В прошлом году ракета «Циркон» около 10 раз запускалась с надводного корабля, дважды — с подводной лодки. О завершении цикла испытаний было сообщено 1 июня этого года, теперь в течение нескольких месяцев новое оружие пойдет по флотам.
Известно про эту ракету не так уж много. Как ранее свидетельствовал президент, «Циркон» способен поражать наземные и надводные цели на дальности свыше тысячи (по последним данным — свыше полутора тысяч) километров со скоростью около 9 Махов. Много это или мало? Один Мах (скорость звука) это 1224 км/ч. Вот и умножайте.
Разрабатывали «Циркон» в «НПО Машиностроения» в подмосковном городе Реутов. Этот «почтовый ящик» с давними традициями уже много лет занимается созданием гиперзвукового оружия. Планирующий боевой блок «Авангард» для межконтинентальных баллистических ракет, принятый на вооружение в 2019 году — тоже детище «Машиностроения».
Почему «Циркон» не плавится?
Несколько лет назад интервью aif.ru давал почетный генеральный конструктор «НПО Машиностроения» Герберт Ефремов. Тема «Циркона» тогда была совсем секретной, но конструктор поделился информацией про более ранние противокорабельные комплексы «Гранит» и «Базальт». Вот как он отвечал на вопрос о том, почему его изделия не плавятся, хотя летают в плотных слоях атмосферы на огромных скоростях.
«Начнём с азов, — говорил Г. Ефремов, — одно дело — полет у земли, где атмосфера плотная. Другое — на высоте 100 км, где она разреженная, особого сопротивления нет, и ничего не греется. В открытом космосе вообще благодать: хоть на 30 км/с (третья космическая скорость, необходимая для покидания Солнечной системы, это 16,650 км/с. — Ред.) летай — и хоть бы хны! Короче, если летать на нужных высотах, подбирать нужные материалы, то всё будет работать.
«Гранит» и «Базальт» летали на высоте 15 км. Головка самонаведения с этой высоты видит цель, ракета снижается и идёт на цель, преодолевая всяческие рубежи ПРО. Сама атака происходит, может быть, на высоте 5 метров, но только на самом последнем участке. Хочешь летать далеко и быстро — летай высоко, а потом быстро снижайся для атаки».
Это — уже о том, почему гиперзвуковые ракеты не плавятся, несмотря на свою огромную скорость: просто не успевают.