На открытой части Коллегии, которую журналисты могли наблюдать из пресс-центра новейшего Национального центра управления обороной, солировали Сергей Шойгу и начальник Генштаба Валерий Герасимов. Министр заверил, что «поставленная Президентом Российской Федерации задача — не допустить военного превосходства над Россией — будет безусловно выполнена». Для этого предусматривается в полном объёме реализовать Государственную программу вооружения и достичь к 2020 году установленных параметров по современным образцам вооружения и военной техники от 70 до 100%. Поскольку про падение цен на нефть не было сказано ничего, оно на планы перевооружения, надо полагать, никак не повлияет.
Против кого дружить?
Более детально российскую оборонную программу на год изложил Герасимов. Главным мотором развития военного планирования на текущий год было названо «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г.», с чем в общем-то не поспоришь. Главная задача, к которой тоже претензий быть не может, «заключается в поддержании боеспособности Вооружённых Сил, надёжном и гарантированном обеспечении обороноспособности Российской Федерации». Теперь о главном: против кого должна быть в текущем году направлена эта самая обороноспособность.
Что и говорить, результаты этого воздействия, особенно экономического, хорошо заметны по прилавкам и ценникам в российских магазинах. Только исчерпывается ли этим список угроз? Нет, противостояние с Западом — это прекрасно, на нём сделало карьеру не одно поколение советских военачальников. Только вот у света есть и другие стороны. Всю свою послевоенную историю СССР готовился сражаться в генералами из стран НАТО, закончившими Уэст-Пойнт (США), Сэндхерст (Великобритания) и Сен-Сир (Франция). А реально драться пришлось с афганскими моджахедами, не умевшими читать и писать. Ныне вместо них, но на том же южном направлении, Россия имеет близкое соседство с афганскими талибами, Аль-Каидой и боевиками Исламского государства. Про эти угрозы почему-то не было сказано ни слова. Возможно, речь о них шла в закрытой части коллегии, куда прессу не допустили.
С кем дружить против...?
В Военно-Морском Флоте — ввести в состав сил постоянной готовности два ракетных подводных крейсера стратегического назначения „Владимир Мономах“ и „Александр Невский“.
В дальней авиации — добиться исправности самолётного парка — 80%. Всего в стратегические ядерные силы поставить более 50 новых межконтинентальных баллистических ракет».
Про всё прочее — Сухопутные войска, ВВС и ВМФ — было сказано довольно обтекаемо и без всякой конкретики: «Также в число основных приоритетов входит наращивание потенциала группировок войск на угрожаемых направлениях. Прежде всего, по ведению разведки, огневому поражению, управлению войсками и оружием». Какие ещё направления следует считать угрожаемыми, что предстоит сделать по наращиванию потенциалов в области обычных вооружений — это тоже, к сожалению, осталось за кадром.
С противником в военно-политическом руководстве России на текущий год определились. А как с союзниками?
Поскольку наличие Кубы и Северной Кореи в наших потенциальных объектах для сотрудничества сейчас мало кому может показаться удивительным, настораживает в этом списке одно — Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Уж не опечатка ли? А вот Китай, обладающий второй после России армией в Евразии, вообще в докладе упомянут не был.
Воры хуже ворогов
Весьма значительное место в докладе главы Генштаба было уделено развитию военной инфраструктуры в Арктике и ещё одному интересному делу — выполнению Гособоронзаказа. Судя по одной фразе начальника Генштаба, в этой сфере имеются некоторые проблемы. «Наша задача, — сказал Валерий Герасимов, — не допустить нецелевого использования или хищения средств, направленных на оплату контрактов по Гособоронзаказу».
В каком случае второй человек в Вооружённых силах, возглавляющий главный орган военного планирования в стране, станет говорить о жуликах на предприятиях оборонно-промышленного комплекса? Правильно, если «нецелевое использование и хищение» в ОПК достигли таких размеров, что угрожают обороноспособности страны. Впрочем, тут же был предложен и способ борьбы с этой болезнью — план контроля за целевым использованием средств. Он начнёт работать со второй половины 2015 г., но основные положения вступят в силу со второго квартала. Вот дождёмся апреля — и будет нам счастье!