Неуловимый мститель. Появится ли у США гиперзвуковой беспилотник

Гиперзвуковой самолет Lockheed Martin Lockheed SR-72 (концепт). © / Commons.wikimedia.org

Американская компания Lockheed Martin уже много лет занимается разработкой нового гиперзвукового самолета, который сможет развивать скорость до 6 Махов. Эксперты считают, что это будет беспилотник, который понесет гиперзвуковое военное вооружение. Однако пока мир не увидел реального результата работы компании. АиФ.ru разбирался в истории создании этого самолета и перспективах его появления в воздухе хоть когда-нибудь.

   
   

Высокая оценка

Официальные изображения самолета SR-72 показывают машину интегральной схемы с несущей нижней поверхностью фюзеляжа и крыла, треугольным крылом с длинными наплывами и двумя двигателями в гондолах. Эксперты предполагают, что это будет тяжелый гиперзвуковой БПЛА. Предлагается сделать его платформой для гиперзвуковых ракет, вероятно, ударного назначения.

Это довольно логичное решение. Такой ударный комплекс сможет решать особо сложные задачи и серьезно повысит потенциал дальней авиации. В первую очередь он существенно сократит время, нужное для нанесения удара по назначенной цели. Кроме того, повышается вероятность успешного прорыва через ПВО и ПРО противника.

По данным Lockheed Martin, новый самолет сможет развивать скорость не менее 5-6 Махов. 

Однако на реальных перспективах SR-72 также может сказаться сложность проекта. Очевидно, что даже с учетом экономии на серийном производстве подобный самолет будет рекордно дорогим. Стоимость разработки и производства одного демонстратора технологий SR-72 составит чуть менее одного миллиарда долларов.

Первый полет прототипа SR-72 состоялся на аэродроме 42-го ремонтного предприятия ВВС США в Палмдейле в Калифорнии. Там же расположена штаб-квартира подразделения Skunk Works. Во время первого полета беспилотник сопровождали два учебных самолета T-38 Talon. Подробности первых испытаний не раскрываются.

Пока можно уверенно сказать одно: ВВС США и компания Lockheed Martin потратили огромные деньги на разработку того, что, возможно, никогда не увидит свет. Зато они посеяли множество слухов и создали невероятно туманный ореол загадочности, таинственности и воинственности вокруг своей деятельности. 

   
   

Загадочная история самолета-призрака

Первые неофициальные и неподтвержденные сообщения о проекте SR-72, над которым работают инженеры компании Lockheed Martin, появились ещё в 2007 году.

Впервые о разработке официально стало известно в 2013 году. Руководство компании Lockheed Martin рассказало, что новый перспективный самолет будет способен развивать и держать гиперзвуковую скорость. В официальной публикации того же года в журнале Aviation Week & Space Technology говорилось, что на протяжении нескольких последних лет Lockheed Martin и смежные организации занимались разнообразными исследованиями и создавали научно-технический задел для последующего проектирования нового самолета.

В конце 2014 года стало известно о новом соглашении между Lockheed Martin и NASA на проведение научно-исследовательских работ по теме гиперзвуковых двигательных установок. По всей видимости, эти исследования завершились успехом. В начале 2016 года в компании рассказали о скором технологическом прорыве, который позволит развивать скорость до 6 Махов. Обладая скоростью полета в 6 Махов, беспилотник мог бы взлететь с баз, расположенных в континентальной части США, и поражать цели, перелетев через Атлантический или Тихий океан примерно за полтора часа. Пусть самолет чисто физически и уязвим, но благодаря скорости он сможет быстро выйти из зоны поражения.

В начале 2018 года стало известно, что строительство SR-72 еще даже не запускали. Кроме того, было объявлено, что для разработки машины с заявленными характеристиками надо освоить ряд новых технологий. В общем, морочить голову обещаниями и рассказывать страшилки умеют и военные, и коммерческие компании во всех странах.

Уже через несколько месяцев в Lockheed Martin рассказали, что опытный самолет будет построен и полетит к 2025 году. Причем он станет носителем гиперзвукового вооружения, как сообщили в компании. 

Немного о предшественнике

«Прародителем» SR-72 считают американский самолет-разведчик SR-71. Он кратковременно мог развивать скорость и до 3500 км/ч. Это в сочетании с большой высотой полета делало машину практически неуязвимой для любых существовавших на тот момент средств поражения. И это еще был не гиперзвуковой, а просто очень быстрый самолет.  

Благодаря своим характеристикам самолет-разведчик мог успешно прорывать систему ПВО противника. На момент своего появления и на протяжении длительного времени SR-71 действительно был неуязвим. Его второе название — «Черный дрозд». Размеры «Черного дрозда» впечатляют: длина — 32,74 м, размах крыла — 16,94 м, высота — 5,64 м, площадь крыла — 141,1 кв. м.