«Не зная броду». Как проходят гонки чемпионата мира по танковому биатлону

Екатерина Изместьева / АиФ

Зелёный, красный, синий, жёлтый — четыре танка помечены разными цветами, чтобы зрителям и судьям было легко отличать один от другого. Внутри танков — экипажи из Сербии, Венесуэлы, Таджикистана и Никарагуа. Заезд на сегодня уже третий. Полевые арбитры поднимают белые флажки — это означает готовность к старту. 

   
   

Первый танк начинает движение. Через минуту стартует следующий, и так, друг за другом, все четыре экипажа. Впереди — три круга по 7 километров, трасса, полная препятствий разного уровня сложности. Например, участок маневрирования: 40-тонная машина Т-72Б3 лавирует между тесно расставленными столбиками. Ни один нельзя снести. Ворота выхода из такой «змейки» — всего 4,5 метра, в них нужно пройти, ничего не задев. Также танкистов ждут два кургана, два косогора, макет колейного моста, противотанковый ров, огненная полоса. Одно из сложнейших и самых зрелищных препятствий — брод. Танк должен пройти по заполненному водой рву глубиной около метра. В один из предыдущих заездов экипаж пытался пройти красиво и быстро, но в итоге просто заглох. Поэтому здесь очень важно соблюсти баланс между скоростью прохождения и техникой безопасности. Сами танкисты отмечают это препятствие как одно из самых сложных. 

«Не зная броду, не лезь в воду», — подшучивает комментатор соревнований. Но во время подготовки танкисты брод изучили. И всё равно им непросто. Сербская команда демонстрирует яркий манёвр — влетает в воду на большой скорости, поднимает волну брызг, очень лихо возвращается на маршрут. Трибуны аплодируют (позже сербы пойдут ещё и на скоростной обгон танка команды из Никарагуа — и окончательно завоюют симпатии зрителей). 

Смотрите также: Первый день Армейских международных игр — 2015

Танковый биатлон. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Философское раздумье

«Здесь нужна серьёзная подготовка, экипаж должен очень слаженно работать», — поясняет подполковник индийской армии Вивек Бадве. 

«Неприятное препятствие, на тренировках много команд там застревали, — комментирует заместитель главкома Сухопутных войск Казахстана, генерал-майор Амир Халиков. — Когда танк нашей команды подъехал к водной преграде, я очень переживал. Когда они выехали и я увидел, что вентилятор хорошо работает, я так обрадовался, что даже захлопал в ладоши». 

Сборная Казахстана по итогам дня — одна из лучших. Они к соревнованиям по танковому биатлону подошли основательно: в Казахстане построены трассы, в точности повторяющие алабинскую, так что танкисты готовились к соревнованиям в условиях, максимально приближенных к реальным. Кроме того, даже провели совместные тренировки со сборной Китая, также участвующей в состязаниях.

   
   
Экапаж сборной Казахстана. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Помимо преодоления препятствий, в каждом круге танк выходит на огневой рубеж и стреляет по мишеням. В первом круге цель «танк». Конечно, ненастоящий. Во-втором — «вертолёт». В третьем — «ручной противотанковый гранатомёт». 

Красный танк, принадлежащий команде Венесуэлы, выезжает на огневой рубеж... и происходит заминка. Экипаж не видит мишень. «Команда в философском раздумьи», — подшучивает комментатор. «Они её потеряли», — комментирует мужчина на зрительской трибуне. «Да как они могли её потерять?» — недоумевает его спутница.

Танковый биатлон. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Штрафы — временем

За каждую непоражённую цель назначается штрафное время — 1 минута. То есть если танкисты прошли маршрут за 20 минут, но не поразили ни одну из целей, их суммарное время будет 23 минуты. И это при отсутствии других нарушений, за которые также штрафуют временем. 

«За нарушение порядка прохождения брода время увеличивается на 30 секунд, за касание одного столба на препятствии — на 10, — комментирует главный судья международных соревнований „Танковый биатлон“, генерал-майор Евгений Поплавский. — Все показатели объективные, субъективных здесь нет. Кроме времени, есть такие показатели, как попадание в цель, правильность преодоления препятствий и соблюдение техники безопасности при соблюдении маневра».

Так, за беспечное и рискованное прохождение манёвров можно получить штраф. Хотя азарт на трассе — зашкаливает, говорят танкисты. Но нужно беречь и себя, и машину. И командный результат : от каждой страны выступают три экипажа, все три результата складываются в итоговый результат страны-участника соревнований. 

В финале танки проносятся мимо зрительских трибун. «Элегантно как», — говорит пожилая женщина на трибуне. «Спорт, это же настоящий спорт», — восхищается комментатор. 

Очередная индивидуальная гонка завершается. Каждый из 39 экипажей по итогам первого этапа получает место в рейтинге. 1 место получает 39 очков, последнее — 1. Затем по сумме результатов трёх экипажей определяется место страны-участника. Первые 8 стран проходят в полуфинал. 13 августа состоится финальная гонка, в которой примут участие 4 страны-победительницы. 

Танковый биатлон. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

В Россию со своим танком

Так завершатся уже третьи по счёту соревнования по танковому биатлону. В первом чемпионате 2013 года приняли участие всего 4 команды — Россия, Белоруссия, Армения и Казахстан. В следующем году стран было уже 12. Сейчас — 13. Китайская команда даже привезла на соревнования собственный танк — организаторами это только приветствуется, однако остальные участники предпочли соревноваться на Т-72Б3, предоставленных «Уралвагонзаводом» специально для чемпионата. 

С прошлого года у танкового биатлона есть и своя федерация. Но до сих пор идут споры, новый это вид спорта или нет. 

«Танковая стрельба и такие соревнования существуют столько же, сколько существуют танковые войска, — рассказывает президент федерации танкового биатлона Александр Столяров. — Мы не говорим, что придумали что-то принципиально новое. Мы говорим о танковом биатлоне в том виде, в котором мы его сейчас представляем — уже сформировался свод правил, традиции. Родоначальником такой формы соревнований является Россия. И вы видите, насколько даже просто по атмосфере это захватывающе, с каким удовольствием и ответственностью все представители команд-участниц относятся к тому функционалу, который на них возложен. Посмотрите, сколько людей приезжает даже в рабочие дни — а ведь полигон расположен в 35 километрах от Москвы! По нашей предварительной статистике, соревнования уже посетили 25 тысяч человек». 

Правда, традиции переносить следующие соревнования на территорию страны-победителя пока не появилось — уже сейчас ясно, что следующий международный чемпионат, независимо от того, кто выиграет в этом году, проведут в Алабино. Потому что пока это место с самой подходящей инфраструктурой. Но в будущем всё, возможно, и изменится — и трассы для танкового биатлона будут появляться в разных странах.

Танковый биатлон. Фото: АиФ/ Екатерина Изместьева

Смотрите также: