Дизель-электрическая подводная лодка «Санкт-Петербург», головной корабль проекта 677 «Лада», завершила опытную эксплуатацию. Принятие лодки на вооружение в течение десяти лет переносилось из-за проблем с финансированием и наличия замечаний к проекту. Теперь это полноценная боевая единица российского Военно-морского флота.
Заместитель генерального директора «Рубина» Андрей Баранов в сентябре сообщил, что головная лодка проекта 677 «Лада» «Санкт-Петербург» завершила опытную эксплуатацию. Спустя долгие годы внесения технических правок и задержек проекта она стала полноценной боевой единицей в составе ВМФ России.
Подводные лодки «Лада» разрабатывают с восьмидесятых годов прошлого века. Несколько раз проект приостанавливали из-за нехватки финансирования и трудностей во время испытания кораблей. Пока по нему были построены две подводные лодки — головная «Санкт-Петербург» и первая серийная «Кронштадт».
«Санкт-Петербург» заложили в 1997 году и спустили на воду в 2004.
В 2010 году подводная лодка поступила в опытную эксплуатацию, в ходе которой военные специалисты выявляли недостатки конструкции корабля для их исправления в будущих кораблях.
В декабре 2005 года завершился первый этап ходовых испытаний, но дальнейший график был смещён из-за субподрядчиков. Принятие на вооружение планировалось в 2006 году, но позднее было перенесено на декабрь 2007 года, а затем на май 2010 года. В марте 2009 года лодка проходила этап заводских ходовых испытаний, на ней обкатывались реализованные принципиально новые решения в вопросах электродвижения, средств обнаружения и оружия.
Затем проект пытались свернуть, однако «Санкт-Петербург» оставался в опытной эксплуатации. Подлодка участвовала в праздниках, ходила по Балтике, отрабатывала стрельбу.
В прошлом году она отправилась в Кронштадт для прохождения технического обслуживания и модернизации. В августе 2020-го подлодка выполнила надводный переход из базы на Кольском полуострове в сопровождении спасательного буксирного судна «Памир».
При этом сроки окончания эксплуатации постоянно переносились, однако 21 сентября 2021 года было принято решение о том, чтобы подлодка вошла в боевой состав ВМФ России. Первые две серийные подлодки проекта «Лада» должны попасть во флот в 2022 году. Эти корабли будут вооружены пусковыми установками крылатых ракет «Калибр».
Постоянная доработка техники пошла подлодке на пользу. В конструкции подводных лодок проекта «Лада» использовано несколько новых технических решений, которые позволяют значительно снизить шумность этих кораблей.
Например, этому способствует новое противогидролокационное покрытие корпуса. Также оборудование, в процессе работы которого могут возникать вибрации, установлено на виброопорах. Кроме того, в составе силовой установки подводной лодки использован многорежимный главный гребной двигатель на постоянных магнитах, в целом работающий тише традиционных асинхронных электромоторов.
Наконец, подлодка проекта «Лада» выполнена полуторакорпусной. При такой схеме прочный корпус лишь частично прикрывается легким корпусом, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Полуторакорпусная схема, по сравнению с двухкорпусными, позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения.
Водоизмещение подводной лодки составляет 1,8 тысячи тонн при длине 66,8 метра и ширине 7,1 метра. Она может развивать под водой скорость до 21 узла и вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 миллиметра с боезапасом на 18 торпед. Рабочая глубина погружения корабля — 300 метров.
Подводная лодка «Санкт-Петербург» выполнена полуторакорпусной. Ее прочный корпус лишь частично прикрывается легким, заполняемым водой при погружении и воздухом при всплытии. Такая схема позволяет несколько уменьшить габариты корабля, повысить его маневренность и уменьшить время погружения.