На гражданку. Мирные беспилотники за триллион рублей поменяют жизнь России

БПЛА производства инновационного научно-технологического центра «Квантовая долина» на X Международном форуме технологического развития «Технопром-2023» в Новосибирске. © / Александр Кряжев / РИА Новости

Правительство России анонсировало запуск нового национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС), который заработает с января 2024 года. После того, как военные беспилотники изменили ход СВО на Украине, власти решили потратить почти триллион рублей на то, чтобы приспособить новые технологии для гражданских нужд и тем самым изменить жизнь России к лучшему, рассказали aif.ru эксперты.

   
   

Новый нацпроект

Проработать к 1 сентября новый нацпроект по развитию беспилотников на период до 2030 года правительству в конце прошлого года поручил президент Владимир Путин. «С 1 января 2024 года нацпроект должен заработать в полную силу, поэтому уже сегодня необходимо начать реализацию мер, которые позволят запустить эту работу», — заявил куратор нацпроекта, первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Властями поставлена задача разработать развернутый план производства разных типов беспилотников для гражданской сферы. Уже приняты административные и правовые меры, которые разрешают использовать беспилотники там, где раньше обязательно требовалось присутствие человека.

Только в одной Москве на базе индустриального парка «Руднево» запущены три производства БПЛА, и уже произведено 1490 беспилотных летательных аппаратов, а всего до конца года планируется выпустить 5 тысяч. Всего до 2030 года власти хотят потратить на развитие беспилотных систем около триллиона рублей, рассказал aif.ru директор Центра экономики регионов Фонда «Центр стратегических разработок» Марат Фаттахов.

Триллион на беспилотники

«Речь может идти об объемах финансирования проекта до 900 млрд рублей, из них 697 млрд — это федеральные средства, 144 млрд — средства региональных бюджетов, а остальные 60 млрд — бизнеса. Благодаря нацпроекту будет стимулирован спрос на отечественные беспилотники, их разработка и серийный выпуск, будет создаваться инфраструктура и развиваться система подготовки кадров», — рассказал эксперт.

До начала СВО правительство финансировало федеральный проект «Беспилотная аэродоставка грузов» в сумме около 4 млрд рублей, но новый нацпроект гораздо шире и масштабнее, отметил Марат Фаттахов.

«Правительство делает ставку на прорывные инновации, и полноценная реализация нового нацпроекта в перспективе способна трансформировать не только отрасль беспилотников, но и смежные, в которых применяются БПЛА. Федеральный проект 2021 года вырос из стратегических инициатив, разработанных правительством России, и носил скорее пилотный характер, там отрабатывались новые подходы к применению беспилотников при доставке грузов», — пояснил он.

   
   

Военный импульс

До 2022 года в России разрабатывались отдельные направления, связанные с производством беспилотников, изучались иностранные образцы, при этом отдельной отрасли как таковой не было, напомнил aif.ru эксперт по логистике и транспорту, заместитель генерального директора компании MLP Глеб Белавин.

«За последнее время новая отрасль не то что появилась, а скорее выкристаллизовалась, поскольку потребность в массовом производстве самых разных БПЛА для нужд участников СВО дала мощный импульс её развитию. В сжатые сроки были решены самые разные задачи, в том числе проблемы с GPS-сигналом и связью», — сказал эксперт.

По его словам, военные беспилотники — это не только то, что «один раз взлетает и потом где-то взрывается». Существует масса моделей для разведки и боевого применения, которые могут вести видеосъемку или сбрасывать боеприпасы, а потом возвращаться к пилоту. Интересными для гражданской сферы являются модели с опцией вертикального взлета и посадки, с полезной нагрузкой до 20 кг.

«Видеоролики из зоны боевых действий во многих случаях сняты как раз с беспилотников, которые несут на себе видеокамеры и различные датчики. Похожие модели могут широко применяться и в мирных целях, например, для доставки полезных грузов. Ими можно доставлять почту, лекарства, небольшие посылки в тех случаях, когда отправка курьера экономически нецелесообразна», — пояснил Глеб Белавин.

Отечественное производство

Распространенное мнение о том, что все сложные беспилотники в России — импортные, не соответствует действительности, подчеркнул Белавин. «В стране быстро осваивают производство все новых и новых компонентов, систем управления и программного обеспечения. Практически все скоро станет отечественным. Допускаю, что микросхемы какое-то время будут импортироваться из дружественных стран, но в итоге все локализуют», — спрогнозировал он.

Комплексная и системная поддержка со стороны государства поспособствует дальнейшему развитию российского рынка беспилотников, согласен Марат Фаттахов. «Причем рынок состоит не только из производителей самих беспилотников, но и из производителей отдельных комплектующих и полезной нагрузки, поставщиков услуг и сервисов. По нашим оценкам, сегодня на российском рынке присутствует более 140 компаний. Среди крупнейших игроков можно отметить НЦВ „Миль и Камов“, группу „Кронштадт“, „Аэромакс“, „Геоскан“ и другие. Все они решают серьезные бизнес-задачи», — перечислил эксперт ЦСР.

Посылка воздухом

Беспилотные авиационные системы обладают значительными преимуществами перед традиционными за счет увеличения скорости, снижения стоимости и повышения качества предоставляемых услуг, уверен Марат Фаттахов.

«Если мы говорим о доставке, то в ряде регионов в качестве эксперимента уже запущены беспилотники для доставки почты и товаров. Однако для масштабирования этой технологии на другие регионы и тем более в городах необходимо создавать необходимую инфраструктуру: посадочные площадки, зарядные станции, дронопорты, центры управления и контроля полетами», — отметил он.

По мере внедрения беспилотных технологий во все сферы экономики люди увидят и почувствуют перемены, делающие их жизнь более удобной, подчеркнул эксперт.

«Беспилотники изменят ее так же, как изменило мир появление смартфонов, электронной почты или полупроводников. Хотя пока их не было, людям было сложно представить, как изменится жизнь. Кстати, в нацпроекте указано, что отрасль к 2030 году потребует до 1 миллиона специалистов, а это новые возможности для трудоустройства, новые интересные профессиональные вызовы и возможности для молодых специалистов», — заключил Марат Фаттахов.