Может ли вертолет-истребитель Ка-50 снова появиться в ВКС?

Категория:  Армия
Ответ редакции
Два Ка-50 в небе над Москвой. Фото: Commons.wikimedia.org/ Dmitry Pichugin

Ка-50 является предшественником Ка-52 «Аллигатор», который подтверждает высокую боевую эффективность на Украине. Он мог стать первым вертолетом-истребителем, который способен эффективно бороться с беспилотниками. Фактически пятнадцать лет назад российская военная авиация могла получить первый в мире вертолет-истребитель, заточенный под сбивание БПЛА. Однако тогда военным не понравилась «одноместность» этой боевой машины, и ее производство прекратилось. Однако в нынешних условиях есть вероятность того, что вертолет получит вторую жизнь.

   
   

Охотник за беспилотниками

По оценкам специалистов, Ка-50 является идеальным вертолетом-перехватчиком для уничтожения малоразмерных и малозаметных целей, что может дать ему вторую жизнь. Его высокая манёвренность позволяет оперативно реагировать на возникшую угрозу и уничтожать получившее широкое применение беспилотники. Сегодня его возможности только бы выросли за счет интеграции вертолета в единое информационное поле ПВО. Поскольку Ка-50 изначально проектировался по схеме открытой архитектуры, то это не должно составить большого труда. Для решения новых задач предлагается оснастить вертолет РЛС «Копье» и оптико-электронной прицельной системой. В качестве оружия допустимо использовать управляемые ракеты Р-77 класса «воздух-воздух», самонаводящиеся ракеты типа «Игла», а также перспективный многоцелевой ракетный комплекс «Гермес».

Вооружение

На пилонах вертолёта может быть установлено до двух тонн вооружения, причём в зависимости от задания оно может быть разным: от противотанковых ракет с автоматической лазерно-лучевой системой наведения до неуправляемых ракет. Помимо этого, вертолёт оснащён пушкой 2А42 калибра 30 миллиметров, которая может стрелять как осколочно-фугасными снарядами со скоростью 550 выстрелов в минуту, так и бронебойными снарядами.

Полет в одиночку и на «автопилоте»

Главной особенностью Ка-50 является то, что он одноместный, в России до сих пор все ударные вертолёты двухместные. Второй член экипажа — это оператор, отвечающий за наведение ракет на цель. Разработчики «Чёрной акулы», как называли Ка-50, уже тогда решили, что достижения отечественной оборонки позволят лётчику выполнять и функции оператора. И Ка-50 действительно стал уникальным вертолётом в плане электронной начинки.

В значительной степени полёт автоматизирован — работу лётчика упрощает бортовой компьютер. Приборная панель представляет собой несколько ЖК-экранов, на которых отображается вся информация о происходящем на поле боя. Для ведения разведки наземных объектов на вертолёте установлены инфракрасные и телевизионные сенсоры, которые позволяют определить цель на дистанции до 20 километров ночью и 13 километров днём, а значит, Ка-50 получил возможность наносить удар, на входя в зону поражения ПВО.

   
   

Компоновка позволяет значительно сократить вес аппарата, а значит, улучшить лётные характеристики. Минус такой схемы — то, что в случае гибели или ранения пилота вертолёт с большой степенью вероятности разобьётся. Чтобы избежать этого, разработчики предусмотрели автоматизированную систему, благодаря которой боевая машина может самостоятельно вернуться на базу в режиме «автопилота».

Боевое применение

Два К-50 участвовали в боевых действиях на территории Чеченской республики. Вертолёты выполнили 49 вылетов, провели более 100 стрельб (израсходовано 920 ракет, 1600 пушечных зарядов). В целом боевое применение этих вертолетов было признано удачным. Вертолёт оказался лучше Ми-24 в плане навигации, эффективности боевого применения и маневренности. К тому же, хорошее бронирование кабины, наличие системы катапультирования и автоматизация полета позволяли пилоту меньше нервничать, сосредоточившись на боевой задаче.

Вертолет-кинозвезда

В 1993 году вышел фильм «Чёрная акула» — главным героем его стал реальный боевой вертолет К-50. Действие фильма происходит в Афганистане, хотя реального боевого применения в этой стране этот вертолет не имел. Огромную популярность фильму обеспечило то, что впервые на экранах была показана новейшая военная техника, которая до этого была засекречена. И это сделало Ка-50 самым популярным военным российским вертолётом. Однако слава не спасла вертолет, в 2009 году его производство было прекращено, к тому моменту было построено всего 15 машин этого класса. Причиной стала критика одноместной схемы и разработка двухместной модификации вертолёта Ка-52.


Источник:

https://rg.ru