Морской дьявол. В России создадут морскую версию вертолета Ка-52

Российский разведывательно-ударный вертолёт Ка-52 «Аллигатор». © / Commons.wikimedia.org

Российское военное ведомство и «Вертолеты России» подписали контракт на продолжение опытно-конструкторских работ по созданию «морской» версии вертолета Ка-52К, об этом сообщил генеральный директор холдинга Андрей Богинский. На данный момент проводится унификация морской и сухопутной версий вертолета Ка-52К для ВМФ РФ. Также планируется провести испытания совместно с кораблем-носителем. Создание нового вертолета должно завершиться до 2023 года.

   
   

Ранее сообщалось, что поставка Ка-52К включена в программу вооружений до 2027 года. Сейчас в рамках программы создания морской версии вертолета построено четыре опытных образца вертолетов Ка-52К. В 2014 году Минобороны уже подписывало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К, из которых первые 12 должны были быть изготовлены в 2015 году. Тогда машины предназначались для вооружения больших десантных вертолетоносцев типа «Мистраль». Франция отказалась поставить нам эти корабли, и они ушли в Египет. Там же купили и минобороновские вертолеты.

Машины, сделанные по новому контракту, будут значительно отличаться. Они получили значительные доработки, в первую очередь — в системах вооружения.

Носитель неизвестен

В августе 2019 года Андрей Богинский заявил, что наземная часть испытаний новых четырех опытных образцов Ка-52К закончена и ведутся переговоры с Минобороны по заключению контракта на продолжение, однако работы тормозит отсутствие носителей этих вертолетов. Было решено принимать эти вертолеты на вооружение и разворачивать серийное производство лишь после того, как вертолет будет испытан в морских условиях, желательно — на платформе, на которой ему предстоит выполнять боевые задачи.

Их носителями определили универсальные десантные корабли проекта 23900, строящиеся в Керчи. В 2020 году на судостроительном заводе «Залив» в Керчи были заложены два универсальных десантных корабля (УДК) этого проекта  Зеленодольского ПКБ: «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». Возможно, в связи с этим Министерство обороны продолжило финансирование проекта по созданию «Катрана». 

Первый полет опытного Ка-52К состоялся весной 2015 года, и последние 6 лет он дорабатывался производителем с учетом программы импортозамещения и появления новых технологий. Боевую машину позиционируют как боевой разведывательно-ударный вертолет корабельного базирования, это версия боевого разведывательно-ударного вертолета Ка-52. Корабельный вариант сделали со складывающейся колонкой лопастей: они складываются назад вдоль корпуса вертолета, что помогает размещать его в корабельных ангарах, ограниченных по площади. Это всепогодная боевая машина, которая может действовать в любое время суток, предназначенная для выполнения задач огневой поддержки войск десанта при высадке на берег, а также для участия в противодесантной обороне на переднем крае и в тактической глубине сражения. У машины современный многофункциональный бортовой радиоэлектронный комплекс, который позволяет вести разные виды разведки.

Маневр и огонь

Максимальная скорость Ка-52К составляет 350 км/ч, на одной заправке он способен пролететь 460 км. Соосная схема этого вертолета обеспечивает высокую маневренность и дает ему возможность перемещаться в боковом направлении со скоростью до 80 км/ч и двигаться назад со скоростью до 90 км/ч. Изменение движения на противоположное осуществляется за несколько секунд. Вертолет имеет двухместную кабину и может пилотироваться любым из пилотов, что может помочь в бою, когда один из пилотов ранен и не может управлять вертолетом.

   
   

Комплекс вооружений КА-52К рассчитан на любой вкус. Вертолет вооружен 30-мм пушкой, неуправляемыми ракетами, а также управляемым вооружением «воздух-земля» и «воздух-воздух». Для расширения боевых возможностей с учетом новой тактической роли обеспечена возможность несения свободнопадающих авиабомб. Также впервые в отечественной и мировой практике ударный вертолет получил возможность применять противокорабельные ракеты Х-31 и Х-35.

В 2021 году появились сообщения о завершении испытаний доработанных противотанковых ракет «Вихрь» для вертолета Ка-52. Вертолет также может оснащаться ракетным комплексом «Гермес» дальностью стрельбы до 100 км, благодаря которому резко повышается его огневая мощь, он фактически получил возможности штурмовика. Это перспективное вооружение вертолетов может применяться в режиме залпового огня по нескольким разнесенным целям. Также оно может синхронизироваться с лазерным целеуказателем для поражения целей высокоточными боеприпасами.