Легкий однодвигательный тактический самолет Су-75 Checkmate. Справка

Ответ редакции

23 марта российский авиахолдинг «Сухой» (входит в Объединенную авиационную корпорацию госкорпорации «Ростех») оформил патент на первый легкий тактический самолет (ЛТС) с одним двигателем. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Федеральную службу по интеллектуальной собственности. Новый отечественный истребитель получил название Checkmate («Шах и мат»), также он обозначается как Су-75 (бортовой номер).

   
   

«Дата начала отсчета срока действия патента: 19.07.2021. Дата регистрации: 23.03.2022 <...> Изобретение относится к области авиации, в частности к легким тактическим самолетам, имеющим малую радиолокационную заметность», — сказано в тексте патента.

Что известно о новом истребителе?

По словам разработчиков, Checkmate может решать широкий спектр задач, так как он легкий, маневренный и имеет малую радиолокационную заметность. Хвостовое оперение ЛТС выполнено V-образно.

Особая гордость — это уникальная система искусственного интеллекта в кабине управления, которую, по сути, можно назвать «вторым пилотом». Она оборудована широкоформатным сенсорным экраном, который транслирует состояние всех систем, а также предоставляет информацию о маршруте, целях и угрозах. Кроме того, в кабину заложена интеллектуальная поддержка экипажа, которая формирует подсказки летчику для наиболее эффективных действий в воздушном бою, в том числе в сложных ситуациях.

Также самолет получил бортовой радар с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).

У Checkmate самая большая для «легких» однодвигательных самолетов дальность полета (максимальная дальность полета без подвесных топливных баков — не менее 2800 км) и длительность барражирования (режим полета — прим. ред.) при поиске цели и ожидании целеуказания, а также самая высокая грузоподъемность. Об этом рассказал журналистам в 2021 году главный конструктор боевой машины Михаил Стрелец.

Он также отметил, что Checkmate обладает самым вместительным среди самолетов своего класса внутренним отсеком вооружения. Общий вес боевой нагрузки самолета — до 7400 кг. Истребитель сможет одновременно атаковать до шести целей и отслеживать до 30.

   
   

Скорость истребителя — 1,8 Маха, а боевой радиус — три тысячи км.

«Самолет оснащен внутрифюзеляжным отсеком для авиационных средств поражения класса „воздух — воздух“ и „воздух — поверхность“», — пишет ТАСС со ссылкой на текст патента.

Кроме того, Checkmate спроектирован по принципу открытой архитектуры, поэтому при желании заказчика на борт можно установить другое оборудование российского или иностранного производства.

Впервые ЛТС Checkmate был представлен на авиасалоне МАКС-2021. Зарубежная презентация истребителя состоялась на авиасалоне Dubai Airshow 2021 в ОАЭ.

С каким американским истребителем можно сравнить Checkmate?

В тексте патента, передает ТАСС, сказано, что отечественный ЛТС сравнивается с американским самолетом Lockheed F-117А Nighthawk («Ночной ястреб»), обладающим малой радиолокационной заметностью.

Однако, по словам авиаконструкторов, у иностранного истребителя есть недостатки, в частности, плохие взлетно-посадочные характеристики, а также недостаточная устойчивость и управляемость летательным аппаратом. Проанализировав все минусы американского ястреба и других известных самолетов похожего уровня, разработчиками компании «Сухой» и был создан Checkmate.

Когда будет запущено серийное производство легкого тактического самолета Checkmate?

Первый полет Checkmate запланирован на 2023 год, а начало серийного производства — на 2025 год.

Источники информации:

tass.ru/armiya-i-opk/14165627?

tass.ru/ekonomika/14166303?

rostec.ru/news/shakh-i-mat-chem-udivil-novyy-rossiyskiy-istrebitel/