Команда «Служи!». Создан первый российский четвероногий робот

Первый российский четвероногий робот. © / http://www.youtube.com/

Инженеры из НИИ механики МГУ и проекта «Братья Вольт» (Voltbro) разработали первого российского четвероногого робота. Работа велась в течение двух лет, и на данный момент он обладает лишь базовыми навыками. Сейчас его создатели дорабатывают программное обеспечение прототипа, а в будущем планируют создать полноценную модель для проведения исследований в области робототехники, в частности для отработки различных алгоритмов.

   
   

Российский четвероногий робот построен по классической схеме: с ногами, состоящими из двух секций, которые могут двигаться вдоль корпуса и поворачиваться. В основании каждой ноги есть по три больших электромотора, их общая мощность превышает три киловатта. Масса робота составляет 15 килограмм.

Пока что робот «сыроват». На видео, представленном участниками проекта «Братья Вольт», видно, что он способен выполнять только базовые задачи, например ходить с разной скоростью. Но с более сложными алгоритмами у робота пока возникают проблемы. Так, при попытке встать из лежачего положения он заваливается на бок. Сейчас инженеры дорабатывают алгоритмы, чтобы робот функционировал полностью.

Отмечается, что основными преимуществами четвероногих роботов пред гусеничными и колесными машинами является способность передвигаться без затруднений по пересеченной или каменистой местности, а также проходить по горным тропам, переступать через препятствия, подниматься по ступеням. По большей части сейчас четвероногие роботы применяются исследователями, которые как раз расширяют их набор умений, создавая новые алгоритмы, а иногда и аппаратные улучшения. Так, инженеры научили четвероногих роботов заменять собаку-поводыря, перепрыгивать препятствия и приземляться на ноги, разворачиваясь в полете подобно кошкам. Также есть попытки найти четвероногим роботам военное применение.

Сейчас ведущей организацией, занимающейся разработкой и продажей четвероногих роботов, является американская компания Boston Dynamics. На нее обратили внимание в Агентстве перспективных оборонных разработок (DARPA) Пентагона. В начале 2000-х годов компания получила несколько контрактов на разработку четвероногого робота BigDog. Первый создавался в качестве помощника для мобильных подразделений, чтобы переносить боеприпасы, экипировку и провиант. BigDog, отдаленно напоминающий мула без головы и хвоста, за несколько лет эволюционировал сначала в LittleDog, а затем в мобильную платформу LS3. Все разработки вновь велись при финансировании DARPA. 

LittleDog создавался в качестве экспериментальной платформы для различных исследований. Предполагалось, что его смогут использовать научно-исследовательские  группы для разработки программного обеспечения и дополнительных систем.

В свою очередь, LS3 с самого начала предназначался для Корпуса морской пехоты США. Ноги робота приводились в движение электрогидравлическими приводами (электричество обеспечивал бортовой бензиновый генератор). Робот должен был переносить до 180 кг грузов в двух режимах: автоматического следования по заранее заданному маршруту или следования за одним из бойцов в отряде. Генератор робота использовался не только для питания его бортовых систем, но и для подзарядки электронного оборудования бойцов: прицелов, раций, спутниковых телефонов, ноутбуков, приборов ночного видения.

   
   

В 2015 году морская пехота провела испытания системы LS3 и отказалась от его закупок. Выяснилось, что аппарат был способен нести груз гораздо меньше требовавшихся 180 кг и был относительно неповоротлив. Военные объявили, что от самой идеи робота-носильщика они не отказываются, но отдают предпочтение колесным вездеходным платформам. На них, к слову, можно установить удобные сиденья, чтобы уставшие бойцы могли некоторое расстояние проезжать.