На строительство нового российского авианосца потребуется не менее 10 лет, и такой корабль может появиться в России не раньше 2030-2035 годов. Об этом в интервью ТАСС рассказал научный руководитель Крыловского государственного научного центра Валерий Половинкин. По его словам, водоизмещение российских авианосцев не будет таким, как у американских, — 100 тыс. тонн — а будет чуть меньше «за счет радикальных изменений формы их корпуса».
«Технологические возможности российских заводов позволяют решать любую поставленную задачу. Но, с моей точки зрения, раньше 2030-2035 года новый авианосец построен не будет», — сказал Половинкин.
По словам руководителя Академии геополитических проблем, доктора военных наук Константина Сивкова, в России уже есть проект перспективного многоцелевого тяжелого авианосца. Однако его реализация пока под вопросом, несмотря на то, что в апреле 2016 года было заявлено о его возможном строительстве на дальневосточной судостроительной верфи «Звезда».
«Есть у нас проект авианосца, который называется „Шторм“. Этот корабль вполне отвечает всем требованиям к современным авианосцам. Построенный на Дальнем Востоке завод вполне может создать такой корабль», — говорит Сивков.
В то же время военный эксперт Виктор Литовкин считает, что судостроительного завода, способного заложить настоящий авианосец, в стране пока нет.
«Для строительства авианосца нужны специальные доки. У нас их, к сожалению, нет. Нужно сначала их построить, а потом уже авианосцы. Все упирается в экономические и технологические возможности государства. Это большая и обширная проблема. Я сроки не называю, потому что это сложный вопрос. К тому же нужно решать, какой именно нужен авианосец: газотурбинный, с катапультой или с горизонтальным трамплином и т. д. Так исторически сложилось, что интересы России, в отличие от США, не распространялись за пределы нашей территории и наших территориальных вод. А США уже давно занимаются океанологическими операциями, для которых нужны авианосцы. Нам это раньше не нужно было, мы ни на кого нападать не собирались и вряд ли будем. Мы все время решали свои задачи территориально», — говорит Литовкин.
Нужны ли России авианосцы?
По словам экспертов, без авианосцев невозможно добиться полноценной национальной безопасности. «Нужно защищать морские коммуникации, а без авианосцев эту задачу будет трудно осуществить. Во-вторых, должно расти профессиональное мастерство летчиков палубной авиации, а без авианосцев его никак нельзя обрести. В-третьих, нужно не просто авианосцы создавать, а полноценные авианосные группировки. В море или в океане один авианосец не воин. Ему нужна охрана, вспомогательные корабли, которые будут действовать вместе с ним в одной группировке. Авианосец — это демонстрация мощи государства, защита его интересов на океанских просторах. На сегодняшний день у нас нет ни одной такой группировки, а у США их одиннадцать. Существующий „Адмирал Кузнецов“ вполне может выполнять задачи авианосца, но ему нужна группировка: несколько крейсеров, эсминцев и фрегатов, которые будут сопровождать его. Всего нужно около 10-15 кораблей», — говорит Литовкин.
А что сейчас?
В составе Военно-морского флота России имеется тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В отличие от современных авианосцев он имеет котлотурбинную силовую установку, которая (на фоне ядерной) существенно снижает масштабы использования корабля. Кроме этого, вместо паровых катапульт, применяемых для взлета палубных истребителей, на крейсере используется носовой трамплин.
«Считать авианесущий крейсер „Адмирал Советского Союза Кузнецов“ авианосцем или нет, — это предмет дискуссий. Конечно, это не классический авианосец, поскольку у него нет сопровождающей его группировки. Но у него имеется взлетно-посадочная палуба, с которой взлетают и на которую садятся самолеты и вертолеты, и оружие: противовоздушное, противокорабельное и т. д. Еще один момент, без которого авианосца не может быть, — это наличие самолета дальнего разведывания и наведения. У нас таких самолетов нет. А у американцев они есть. С существующими вертолетами мы имеем крайне ограниченный радиус действия», — говорит Литовкин.
Авианосцы намеревались построить в СССР еще в начале семидесятых годов. Проект по их строительству получил обозначение «1160» и предусматривал постройку до 1986 года трех атомных авианосцев с самолетами катапультного взлета Су-27К. Но в итоге министр обороны СССР Дмитрий Устинов поддержал строительство не авианосца, а тяжелого авианесущего крейсера (ТАВКР). Он посчитал, что гибрид крейсера и авианосца выглядит более перспективным.
Смотрите также:
- Эксперт: зачем нам «Мистраль», у нас много чего другого не хватает на флоте →
- Адмирал Владимир Комоедов: «Российскому флоту нужны и современные корабли» →
- Как вернуть космос →