Камикадзе для Черноморского флота. В России создали плавающий беспилотник

Беспилотный катер «Визир» 700. © / Кадр YouTube

Россия, преуспев в создании морских глубинных беспилотников, не особо уделяла внимание катерам-дронам, способным наносить удары по противнику как управляемая необитаемая торпеда. В ходе СВО опыт применения таких плавучих «убийц» со стороны ВСУ показал, что необходимо производство отечественных аналогов. Как выяснилось, заготовки морских беспилотников уже имелись, и сейчас их первая опытная партия из 10 катеров-камикадзе, на платформе KMZ ГРК-700 «Визир» уже поступила на вооружение Черноморского флота ВМФ РФ.

   
   

Наш ответ украинской «Магуре»

Нельзя сказать, что российская оборонная промышленность и выступающее в качестве заказчика Минобороны РФ как-то отставало в производстве морских беспилотников. Наоборот, наработки, да и действующие аппараты считаются одними из лучших в мире (лишь по некоторым позициям уступая США). При этом упор в основном делался на научно-исследовательские аппараты, за редким исключением типа автономного разведчика-сапёра «Галтель», который хорошо зарекомендовал себя в водах Средиземного моря у побережья Сирии. Или подводный разведчик-«аватар» «Марлин-350». В этот список по своим «габаритам» не вписывается ударный автономный «Статус-6», известный как «Скиф», «Каньон» и «Посейдон».

А вот морских катеров-дронов, малозаметных и разрушительных, нам не хватало. Такие активно стала производить, особенно с началом СВО, Украина, создав вначале морской беспилотный катер «Мыкола-3», а затем и более совершенный Magura-V5, которые ВСУ с маниакальным упорством направляют к Крыму и Керченскому мосту. Их, к слову, приспособились успешно топить российские истребители-бомбардировщики Су-30.

Морской дрон Magura V5. Кадр YouTube

Сейчас некое отставание по такому типу морских беспилотных катеров будет устранено за счет российских морских дронов, первую партию которых KMZ уже направил на испытания в зону СВО. Несмотря на латинскую аббревиатуру, это Кингисеппский машиностроительный завод в Ленинградской области, который специализируется на производстве безэкипажных плавсредств. Один из них, на базе «гражданской» платформы типа «Визир», и рассмотрело Минобороны РФ в качестве ударного морского беспилотника.

По словам управляющего директора холдинга Михаила Даниленко, уже оговорена поставка первых десяти безэкипажных катера, которые пройдут испытания в боевых условиях. До конца 2024 года поставят ещё 36 единиц такой техники для государственного заказчика.

Куда заплывет беспилотный дрон

Из известного — беспилотные катера на платформе «Визир», которые уже получили и ещё получат в ВМФ РФ, выпускаются в модификациях длинной 5 и 6,4 метра, а также с двумя подвесными двигателями. Каждый из них способен разгоняться до 80 километров в час, нести взрывчатку весом до 600 килограмм и преодолевать расстояние по воде (как по морю, так и по реке) более 200 километров. При этом такие катера могут запускаться как с берега, так и с морской платформы, в том числе, с боевого корабля.

   
   

Ранее гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (город Зеленодольск) Ренат Мистахов заявил, что все малые ракетные катера ВМФ РФ в перспективе вооружат беспилотниками воздушного и морского базирования. На кораблях их разместят побортно, их можно будет спускать на воду и поднимать. На кораблях новой постройки предусмотрены места для их хранения и последующего применения.

«Тема создания морских беспилотных катеров у нас достаточно новая, но достаточно перспективная, — рассказал aif.ru военный эксперт капитан 1-го ранга Василий Дандыкин. — Наработки были, но несколько иного предназначения, чем морские дроны-камикадзе. Было вполне достаточно торпед, в том числе управляемых, которые запускаются как с подводных лодок, так и с надводных кораблей, и с воздушных судов. Не думаю, что именно катера-дроны займут такую нишу, как воздушные беспилотники, которые сейчас в особом тренде.

Каждый тип вооружений имеет своё предназначение и свою востребованность, поэтому, бесспорно, беспилотные катера в составе флота нужны и найдут применение. Вероятно, что в большей степени на реках, где они будут менее заметны и смогут наносить поражение береговым системам противника. Найдётся им применение и со стороны моря. В любом случае, лишними они не будут».