Как называют пароходы. Героические, смешные и неприличные названия кораблей

Крейсер «Аскольд» по прозвищу «Портсигар». © / Commons.wikimedia.org

Ко дню военно-морского флота, который в этом году отмечается 26 июля, «АиФ» решил напомнить, как и почему называют корабли.

   
   

Первым русским военным кораблём считается ни с кем не воевавший «Орёл», построенный при отце Петра I.

Три рюмки

Начало настоящего военного флота положила уже петровская галера, получившая латинское имя «Принципиум» — «Начало». Не по-русски звучало и название первого корабля, построенного в нашей стране без участия иностранных специалистов, — «Гото Предестинация» («Божье предвидение»). Разумеется, были при Петре и корабли с русскими именами, причём с очень интересными: «Бомба» (девиз «Горе тому, кому достанусь»), «Черепаха» («Терпением увидишь делу окончанье») и «Три рюмки» («Держи во всех делах меру»).

В самом начале XIX в. на Балтике служил линейный корабль «Зачатие святой Анны» (шутки в сторону — назван в честь церковного праздника). «Зачатие» построили по чертежам шведского корабля «Ретвизан» («Справедливость»), захваченного во время Выборгского сражения. В русском флоте он сохранил своё название и стал прародителем нескольких кораблей Русского императорского флота. Последний в династии «Ретвизан» был потерян в ходе Русско-японской войны.

Лазарет Кагановича

Все традиции рухнули после Февральской революции. Весной 1917 г. на Балтийском, а потом и на Чёрном море стали появляться линейные корабли с немыслимыми дотоле названиями: «Гражданин» (бывший «Цесаревич»), «Республика» («Император Павел I»), «Воля» и «Свободная Россия» («Император Александр III» и «Императрица Екатерина Великая»). После Октябрьской революции эпидемия переименований приняла и вовсе патологическую форму. В море стали выходить «Красный флот», «Червоный казак», «Власть Советов», «Борец за коммуну», «Беднота», «Ваня-Коммунист», «Комиссар», «Факел социализма» и т. д.

Пока советская власть ещё не погрязла в собственном величии, она называла корабли именами иностранных революционеров: линкор «Марат», эсминец «Карл Либкнехт». Позднее появились «Тухачевский», «Уборевич» (переименованы после процессов 1937 г.), «Каганович», «Молотов». Крейсер «Молотов», названный в честь наркоминдела Вячеслава Молотова, тоже был переименован после разоблачения культа личности. По иронии судьбы — в «Славу». Крейсер «Каганович» в 1957 г. по аналогичному поводу переименовали в «Петропавловск», но прозвище «Лазарет» в честь Лазаря Моисеевича за ним сохранилось.

Крейсер «Лазарь Каганович» по прозвищу «Лазарет». Фото: Commons.wikimedia.org

Кораблей с именем Сталина было несколько. Турбоэлектроход «Иосиф Сталин» погиб на Балтике при эвакуации войск из Таллина, танкер «Иосиф Сталин» торпедировали в 43-м на Чёрном море, и только ледокол «Иосиф Сталин» на Севере пережил войну без потерь.

   
   

Чего только не делали с флотом коммунисты! Его топили при Ленине, бездарно использовали на войне при Сталине, резали на металлолом при Хрущёве... Иногда, впрочем, власти спохватывались и закладывали огромные серии эсминцев. Естественно, вставал вопрос, как обозвать эту ораву. В результате на свет появлялись глупые, смешные, а то и вовсе срамные имена: «Озорной», «Одарённый», «Встречный», «Отчётливый», «Безудержный», «Буйный», «Вспыльчивый», «Отрывистый», «Внезапный», «Отзывчивый», «Выдержанный», «Возбуждённый»... Как назвали последний на Тихоокеанском флоте, даже и писать не хочется!

«Трезвый» и «Пьяный»

Моряки не были бы моряками, если бы не давали кораблям свои собственные имена. Целый пласт корабельных кличек связан с употреблением внутрь этилового спирта. Дореволюционные миноносцы «Резвый» и «Рьяный» прозвали, понятное дело, «Трезвым» и «Пьяным».

В советские времена Южному отделению Института океанологии РАН (Геленджик) принадлежало научное судно «Акванавт» («Алконавт»). До начала 90-х гг. в составе Северного морского пароходства находились два однотипных спасателя «Тритон» и «Протей», они же «Притон» и «Пропей».

Владычица морей Британия не отставала. Дредноут «Азенкур» был назван по месту проведения знаменитой битвы Столетней войны. Поскольку битва случилась во Франции, топоним перекочевал на флот в континентальном написании — «Agincourt». «A Gin Court» («Двор, где наливают джин») — окрестили его остряки из флота его величества.

Другой источник народных названий кораблей — женские имена.

Крейсеры «Диана» и «Паллада» из состава 1-й Тихоокеанской эскадры времён Русско-японской войны звали «Дашкой» и «Палашкой». Финский броненосец береговой обороны «Вяйнямёйнен», доставшийся СССР после Великой Отечественной войны, на Балтфлоте тоже называли без затей — «Ваня-Маня».

Иногда прозвища придумывались за внешний вид или особенности биографии кораблей. Крейсер Порт-Артурской эскадры «Аскольд» за его 5 труб прозвали «Портсигаром». Погибший при Цусиме броненосец «Наварин» за нетрадиционное расположение 4 труб (попарно, а не одна за другой) звали «Перевёрнутый стол».

Броненосец «Наварин» по прозвищу «Перевернутый стол». Фото: Commons.wikimedia.org

История похуже приключилась с советской подводной лодкой С-363, севшей на камни у берегов Швеции в 1981 г. Она получила неофициальное название «Шведский комсомолец». Позднесоветские эсминцы 956-го проекта «Беспокойный» и «Бесстрашный» называли соответственно «Мёртвый бес» и «Страшный бес». Ракетный крейсер «Червона Украина» прозвали «Червонец». Малый ракетный корабль «XX съезд ВЛКСМ» — «Ха-ха съезд».

Ещё сильнее не повезло флагману ВМС Украины фрегату «Гетьман Сагайдачний». Он получил у моряков прозвище «Сайгак дачный». Когда в 1992 г. фрегату присваивали название, по вине знатоков «мовы» с судостроительного завода в Керчи фамилию гетмана на корме изобразили с русской буквой «Ы», которой в украинском языке нет. Пришлось срезать автогеном.