Еще парочку. ВКС получили пятый и шестой истребитель Су-57

Многофункциональные истребители пятого поколения Су-57 на генеральной репетиции воздушной части военного парада в честь 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. © / Александр Вильф / РИА Новости

Российские ВКС получили еще два новых истребителя пятого поколения Су-57, они являются пятым и шестым самолетами серии. Авиастроители планируют передать военным в этом году четыре самолета этого типа. До конца 2024 года Минобороны получат на вооружение 22 истребителя, до 2027 года в состав ВКС РФ войдут 76 самолетов. Их изготовлением занимаются в Комсомольске-на-Амуре, на авиационном заводе имени Ю. А. Гагарина в рамках контракта, заключенного в 2019 году.

   
   

Новые самолеты с бортовыми номерами «53» и «54» замечены в аэропорту Новосибирска Толмачево при совершении промежуточной посадки. Данные истребители построены в этом году. Таким образом, на сегодняшний день в составе ВКС РФ находится пять серийных истребителей Су-57. Первый самолет поступил в ВКС России с бортовым номером «01» в 2020 году. В этом году ВКС уже получили два истребителя — «02» и «52», один борт был направлен в Ахтубинск, а второй — в Липецк, учебные центры по переподготовке военных летчиков. 

Су-57 разработан для замены в российских Воздушно-космических силах (ВКС) тяжелого истребителя Су-27. Его отличительными особенностями называют высокую маневренность, наличие новейшего комплекса бортового радиоэлектронного оборудования, а также технологию стелс, делающую машину малозаметной. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета. Он предназначен для уничтожения всех видов воздушных целей в дальних и ближних боях, поражения наземных, надводных целей противника с преодолением систем противовоздушной обороны. Первый полет Су-57 совершил в 2010 году.

Новый самолет получил множество инновационных технических решений: комплекс бортового оборудования, новый радар в носовой части. Основной — это комплекс обнаружения целей Н036 «Белка», разработанный Научно-исследовательским институтом приборостроения им. В. В. Тихомирова. Он получил активную фазированную антенную решетку, а вся система состоит из нескольких элементов, расположенных на разных частях планера и позволяющих контролировать сразу несколько секторов воздушного пространства. Разработчики системы отмечают, что благодаря новой системе Су-57 оказался способен решать широкий спектр задач: от поиска, обнаружения и уничтожения воздушных и наземных целей до разведки и обеспечения навигации. В обозримом будущем на смену РЛС этого типа придут абсолютно новые системы с радиооптической фазированной антенной решеткой. Эта электроника, построенная по новым принципам и решениям, позволит обеспечить сверхширокополосность при передаче данных с одновременной устойчивостью к различным помехам. 

Вооружение Су-57 впервые у российских истребителей расположено в отсеках внутри, для него разработаны и продолжают разрабатываться новые виды вооружения, в первую очередь различные виды ракет. Истребитель также рассматривают как носителя гиперзвукового оружия. 

В 2017 году начались испытания Су-57 с двигателем второго этапа, однако до сих пор нет сообщений об окончании этих испытаний. По информации источников в оборонно-промышленном комплексе, производство истребителей Су-57 с двигателем второго этапа начнется с 2025 года. До этого все самолеты будут поставляться с двигателем первого.

В то же время ведутся разработки новых модификаций Су-57, в 2025 году начнется производство модернизированного варианта истребителя пятого поколения Су-57. В этой версии истребителя в рамках ОКР «Мегаполис» будет устанавливаться полностью обновленная кабина с самой передовой авионикой. Также в ближайшее время в интересах иностранных покупателей начнется разработка двухместного варианта. Работу проведут Минобороны РФ и конструкторское бюро «Сухой». Потенциал для модернизации Су-57 огромен, а из пилотируемой версии разработчики могут сделать полностью беспилотный летательный аппарат. Этому будет способствовать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета, построенное на принципах открытой архитектуры.

   
   

На базе Су-57 будет создан командный вариант для управления роем дронов. Предполагается, что истребитель, разработка которого уже идет, будет вести с собой порядка четырех «Охотников» и одновременно координировать их действия. Под защитой истребителя БПЛА смогут вести разведку и даже наносить удары.

В разработке также находится система голосового управления Су-57. Сейчас специалисты обучают систему распознавать контекст, а не конкретные команды, чтобы пилот в экстремальной ситуации не вспоминал точную фразу, которую необходимо сказать.