История крушения украинского Су-27, в котором погибли украинский и американский летчики, обрастает все новыми подробностями. Главный вывод, который можно сделать сейчас — это крушение было лишь вопросом времени.
Падение под Улановым
Напомним, 16 октября 2018 года самолет СУ-27УБ украинских ВВС, выполнявший полет в рамках международных учений «Чистое небо», потерпел катастрофу в районе села Уланов Винницкой области.
Министерство обороны Украины распространило следующую информацию: «С грустью сообщаем, что по информации поисково-спасательной группы, были обнаружены тела двух пилотов. Обстоятельства инцидента выясняются».
Первоначально украинские военные заявили, что в катастрофе погибли украинец и гражданин США. Затем информация о гибели американца исчезла. Однако в ВВС США подтвердили: «Мы видели сообщения, в которых говорится о несчастном случае с военным США, и можем подтвердить, что военнослужащий США был участником этого инцидента. Сейчас ведется расследование, мы предоставим дополнительную информацию, когда она появится».
На данный момент личности обоих погибших известны.
Полковник Петренко: палач, а не пилот
Пресс-центр командования Воздушных сил ВСУ распространил сообщение о том, что разбившийся Су-27 пилотировал 46-летний Иван Петренко, заместитель командира по авиации — начальник авиации воздушного командования «Восток».
Петренко был военным летчиком I класса. Украинские СМИ, ссылаясь на слова коллег, называют погибшего одним из лучших летчиков в стране. Портал ТСН называет его «любимцем волонтеров». «Он вообще ничего не просил для себя — только для пилотов. Навигаторы, крепления, чехлы специальные. Всё было только о помощи пилотам, чтобы они становились более профессиональными и еще лучше выполняли свои задачи», — приводит издание слова Юрия Мысягина, волонтера, помогающего ВСУ.
По имеющимся данным, в последнее время Петренко жил и служил в Днепропетровске.
Восторг украинских волонтеров от деяний погибшего вряд ли разделят жители Донбасса.
Известно, что в 2014 году Петренко командовал 40-й бригадой тактической авиации ВСУ. Это подразделение выполняло задачи по нанесению бомбовых ударов по позициям ополчения. В действительности, правда, украинские летчики поражали в основном гражданские объекты.
Среди «подвигов» 40-й бригады — налеты на Донецк, Снежное, Федоровку и другие населенные пункты ДНР. 13 августа 2014 года украинская авиация атаковала город Зугрэс. Удар пришелся по гражданским объектам и городскому пляжу. В результате бомбардировки погибли 13 человек, более 40 получили ранения. Самой маленькой жертве бомбежки, Ане Костенко, было три года. Она погибла вместе с отцом. В семье Протасовых погибли трое — 29-летний папа Антон, 28-летняя мама Ира и их 5-летний сын Даня.
Активные действия 40-й бригады полковника Петренко были свернуты вовсе не из-за жертв среди гражданских — украинская авиация продемонстрировала низкую эффективность в борьбе с вооруженными ополченцами. При этом сами украинские самолеты оказались уязвимы для средств противовоздушной обороны ДНР.
Но власти Киеве высоко оценили действия полковника Петренко. Весной 2015 года Петр Порошенко объявил о том, что 20 высокопоставленных офицеров, отличившихся в Донбассе, получат продвижение по службе. Среди них оказался и Иван Петренко, назначенный заместителем начальника авиации воздушного командования «Центр».
В январе 2017 года Петренко стал заместителем начальника авиации вновь созданного воздушного командования «Восток».
Перед этой структурой была поставлена задача «противодействия России». Иными словами, палач Зугрэса полковник Петренко готовился бомбить не только Донецк, но, в перспективе, и Ростов с Краснодаром.
«Отдал жизнь, служа штату и государству»: кто такой подполковник Сет «Джетро» Неринг?
Напарником Петренко в последнем полете был 44-летний подполковник Национальной гвардии США Сет «Джетро» Неринг.
Как сообщает ABC news, о гибели подполковника объявил губернатор штата Калифорния Джерри Браун. По словам Брауна, подполковник Сет «Джетро» Неринг «отдал жизнь, служа штату и государству».
Губернатор и его супруга выразили «глубочайшие соболезнования семье и друзьям» погибшего. В память о Неринге приспущены флаги на здании законодательного собрания штата.
Сет Неринг был пилотом 194-й эскадрильи Национальной гвардии Калифорнии. Представители ВВС Национальной гвардии заявили, что Неринг начал служить в ВВС Национальной гвардии более 20 лет назад и летал на истребителях F-15 и F-16. На Украину летчик прибыл «для поддержки международных учений «Чистое небо — 2018».
По данным американской стороны, подполковник Неринг погиб во время «рутинного ознакомительного тренировочного полета».
Настало время познакомиться с третьим участником катастрофы — разбившимся самолетом.
«70 синий»: как Су-27 достался Украине
Су-27 УБ с бортовым номером «70 синий» и заводским номером 963104240 был построен накануне распада СССР — в январе 1991 года. По данным ресурса forums.airforce.ru самолет начал свою службу в Крыму, в составе 100-го отдельного корабельного истребительного авиационного полка авиации ВМФ СССР.
Подразделение это относилось к элите, но времена были такие, что не щадили никого. В 1992 году Су-27 передали в состав 831-го гвардейского истребительного авиационного полка, который, в свою очередь, достался Украине.
Так на тот момент новейший истребитель оказался на базе в городе Миргород. В краях, воспетых Гоголем, в советские времена находился аэродром, где долгое время размещались стратегические бомбардировщики Ту-4 и Ту-16. В 1980-х годах хозяином Миргородского аэродрома стал 31-й Галацкий Краснознаменный Ордена Кутузова III-й степени истребительный авиационный полк 138-й истребительной дивизии 28-й воздушной армии. Подразделение считалось передовым, и его одним из первых в СССР стали укомплектовывать самолетами Су-27, которые затем достались независимой Украине.
Су-27 с бортовым номером «70» служил в 831-й бригаде тактической авиации ВС ВСУ. В 2009 году, после 18 лет службы, самолет был поставлен на хранение ввиду истечения ресурса. Иными словами, без проведения капитального ремонта его эксплуатация стала небезопасной.
«Гробы» в полете
Провести же капремонт оказалось невозможно. Во-первых, на это не нашлось средств, а во-вторых, Россия прекратила поставки запчастей для «сушек». Вызвано это было тем, что Киев продал США два из своих Су-27. Учитывая, что «сушки» — это для России не только средство обороны, но и предмет военного экспорта, продажу Су-27 прямым конкурентам Москва Киеву не простила.
«После продажи двух машин в США Россия прекратила поставки запчастей для истребителей Су-27, что в немалой степени «подкосило» боеготовность перехватчиков. В итоге количество истребителей, которые могли подняться в воздух, уменьшилось до 30 с небольшим машин, — писал в 2017 году военный историк Михаил Жирохов в своем материале для портала Fraza.ua, — в 2013 году Украине удалось провести капитальный ремонт 6 машин, при этом он осуществлялся за счёт «технического каннибализма». Эти Су-27 в новом «цифровом» камуфляже стали своеобразным символом ВВС Украины. Интересно, что официально они на вооружение не были приняты — только с началом войны на Донбассе тогдашний министр обороны Украины генерал-полковник Валерий Гелетей подписал приказ № 499 от 5 августа 2014 года «О принятии на вооружение Вооруженных Сил Украины учебно-боевых самолетов Су-27УБ1М, Су-27УП1М и боевых самолетов Су-27С1М, Су-27П1М».
«Технический каннибализм» — это, говоря простым языком, сборка одного работающего самолета из частей, снятых с других машин. Полноценным капитальным ремонтом такая процедура, разумеется не является. До 2014 году никто из специалистов брать грех на душу и принимать в эксплуатацию «летающие гробы» не решался. Но когда Украина развязала войну на Донбассе, в строй стали ставить все, невзирая на техническое состояние.
Среди экспертов есть мнение, что «70 синий» не проходил вообще никакого технического ремонта, и был лишь заново покрашен.
Изношенный самолет эксплуатировали «на убой»
Интернет-блогеры, интересующиеся темой военной авиации, обратили внимание на то, что «70» в последнее время задействовали в учениях с участием иностранных гостей.
За день до катастрофы портал Defence-blog.com материал, в котором сообщал, что в рамках учений «Чистое небо» «пилоты украинского Су-27 УБ (70 синий) продемонстрировали впечатляющий проход на низкой высоте» перед наблюдателями.
В тот же день Петр Порошенко заявил: «Пять лет назад наши самолеты ржавели на земле, и военные летчики забыли о небе. Но сегодня у каждого из вас есть возможность увидеть профессиональные навыки наших военных пилотов, выполняющих сложные задачи наравне с их зарубежными коллегами».
Проход на низкой высоте на Су-27 требует не только высокого мастерства пилота, но и заставляет самолет работать, что называется, в полную силу. Проделывать подобное с машиной, чей ресурс был выработан несколько лет назад, — это все равно что играть в «русскую рулетку».
Знал ли американский подполковник, садясь в кабину Су-27, на чем он, собственно, собирается совершить полет, неизвестно.
Но для усталого Су-27 вылет 16 октября стал последней каплей.