Разведка — это элита в каждом военном соединении. С улицы попасть сюда невозможно, ведь каждый боец — специалист достаточно узкого профиля, но при этом с набором совершенно разнообразных навыков. От этих парней зависит многое: они нередко первым встречают наступающего противника и раскрывают его планы. Корреспондент aif.ru пообщался с разведчиками ОБТФ «Каскад» и узнал о специфике их работы.
«Два месяца охотились за блуждающим минометом»
Боец с позывным Боксер прислонился к окуляру странной на вид обывателя железной установки. Он чем-то похож сейчас на геодезиста. Только на его спине автомат, тело облачено в броню, а на голове шлем и тактические наушники. Боксер настраивает противотанковый ракетный комплекс «Фогот» для удара по выявленной цели.
««Фогот» — очень серьезное оружие. При этом довольно простое в управлении. С помощью этого комплекса мы уничтожаем технику противника, блиндажи, опорные пункты. Танки он, кстати, жжет очень хорошо», — улыбается Боксер.
На его счету уже изрядное количество уничтоженной техники врага, есть в коллекции и иностранные образцы. «Когда были бои на подступах к Угледару провели разведку. Наблюдали ротацию противника и поразили цель. Машина не загорелась. Решили ударить повторно. Ударили во второй раз. Когда противники сидели сверху на БМП, в них прилетела ракета. Они разлетелись по разным сторонам, — рассказывает о боевых успехах Боксер. — Уничтожали и иностранную технику противника. Однажды подбили турецкий бронеавтомобиль MRAP BMC Kirpi».
Нередко перед выявлением и уничтожением цели разведчикам приходится выслеживать ее месяцами. Так, блуждающий миномет, доставлявший много проблем бойцам на южно-донецком направлении, Боксер с боевыми товарищами выслеживали два месяца.
«Противник на джипе постоянно кошмарил наши позиции с помощью миномета. Они перемещались. Меняли места стрельбы. Выявить их было сложно. В один из дней выждали момент, когда они остановились в лесополосе и в этот момент поразили цель», — вспоминает оператор-наводчик ПТУР.
«Разведка всегда на передке»
Современный разведчик должен обладать целым набором качеств и навыков. Быть легко обучаемым и постоянно совершенствоваться. Нередко на плечи разведчиков ложится и работа обычного пехотинца. ОБТФ «Каскад» сейчас держит позиции на южно-донецком направлении, там, где ВСУ совершали мощные попытки прорыва в начале и конце лета. Боец с позывным Мартын приехал в Донбасс из Воронежа. Вступил в ряды разведчиков «Каскада» и принимал участие в отражении летних атак ВСУ в районе села Урожайное.
«Летом на нашем участке было очень жарко, но разведка не спит. Наша главная задача — это своевременно выявить противника. Передвижение его техники и пехоты. Зафиксировать и доложить. Это работа на опережение. Благодаря действиям разведки, планы врага остаются лишь планами», — говорит он.
«Нельзя быть готовым на сто процентов»
Разведка «Каскада» набиралась опыта в боях за Мариуполь, признается боец с позывным Юрист. — Там бойцы учились работать с современными беспилотными летательными средствами. Но, несмотря на то, что боевые действия стали высокотехнологичными, современные средства разведки все равно не могут полностью заменить собой человека.
«Война эволюционирует, воевать стало сложнее. Несмотря на наличие «птиц» (беспилотников — прим. ред.), разведчики по-прежнему должны выходить максимально близко к противнику. БПЛА не может полностью заменить собой весь спектр задач, которые возложены на разведку. Есть такие задачи, которые может выполнить только человек. Например, задачи снайпера. Он и наблюдает за противником, и уничтожает цель», — считает Юрист.
Каждый выход разведки на боевую задачу — серьезная подготовка. Необходимо тщательно изучить местность, подобрать снаряжение, оружие и средства маскировки. «Разведчик должен быть незаметным для противника. Если тебя обнаружили — это провал, — считает один из бойцов — Перед выходом на задачу испытываешь смешанные чувства. В основном ответственность. Поскольку ты отвечаешь не только за себя, но и за жизни своих товарищей».
Молдаванин с украинскими корнями
В разведке «Каскада» служат, как коренные жители Донбасса, так и добровольцы со всей России. Есть здесь и бойцы из государств бывшего СССР. Румын родом из Молдавии. На Донбасс приехал в 2014 году. Служил в ополчении ЛНР. Затем перевез семью и ушел служить в «Каскад». Теперь он — профессиональный разведчик и твердо знает, за что воюет.
«Я никак не мог смириться с тем, что стали топтать наших предков. Решил вместе с семьей переехать и помогать Донбассу. У меня есть и украинские корни. Я по крови и молдаванин, и украинец. Я и учился в свое время в Одессе и строил ее. Здесь похоронены мои предки. Я решил встать в ряды наших добровольцев и дать отпор врагу. У нас все получается. Мы точно победим. Мы дожмем», — уверен он.