Козырь в арктической войне
На борту «Ивана Папанина» может быть размещен мобильный комплекс ракетного оружия «Калибр-К». Пусковые установки размещены в трех стандартных грузовых контейнерах, которые устанавливаются на борт ледохода. Эксперты считает, что если российская армия оснастит ледоколы «Калибрами», то эти суда станут грозным оружием в арктическом конфликте, так как дальность полета крылатой ракеты «Калибр» морского базирования составляет 1400 км. Контейнерное размещение позволит выгружать комплекс на берег для формирования батареи в любой части Арктики. Дальность ракеты «Калибр-НК» морского базирования в случае переноса на сушу составит до 2,6 тыс. км.
Проект «Арктика»
Патрульные корабли ледового класса проекта 23550 (его также называют «Арктика» или «Ермак») разрабатывают с 2016 года, после закрытия проекта военных ледоколов 21180, по которому построили всего один корабль («Илья Муромец»). Военные решили, что им нужны более многофункциональные суда. Новый проект был разработан в ЦМКБ «Алмаз», а строительство доверили «Адмиралтейским верфям». «Иван Папанин», головной корабль, был заложен в Петербурге в 2017 году для ВМФ России, в 2019 году его спустили на воду. В настоящее время у Минобороны в планах два патрульных ледокола по проекту 23550, корабль «Николай Зубов» планируют спустить на воду в 2024 году.
Универсальный корабль
«Иван Папанин» относятся к уникальному для российского ВМФ классу универсальных патрульных кораблей арктической зоны. Его основная задача — работа в суровых условиях северных морей, поэтому он имеет особую конструкцию. Фактически это сторожевой корабль с функциями ледокола и буксира. От ледоколов новый патрульный корабль получил усиленный корпус и другие особенности конструкции, обеспечивающие работу в Арктике. Ледовый класс корабля — Arc7. «Иван Папанин» способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. Лед толщиной 1 м пробивается на непрерывном ходу. Конструкция корабля в целом и отдельных его систем приспособлена к суровым северным условиям.
Проект 23550 объединяет боевой корабль и судно обеспечения. У них имеются достаточно развитые системы обнаружения и поражения, в том числе набор различных радиоэлектронных систем для наблюдения за обстановкой, поиска целей и наведения вооружения. Сообщается о применении РЛС обнаружения и наведения «Позитив», навигационного локатора и корабельной системы РЭБ. Также присутствует специальное оснащение, которое используют спасательные суда и буксиры.
Патруль для Севморпути
Универсальный патрульный корабль должен работать в северных широтах. В первую очередь он является сторожевиком, во время войны его главной задачей станет поражение надводных или воздушных целей. Для этого корабль вооружен артиллерийской установкой АК-176. Ледокольные возможности могут использоваться в собственных интересах или для проводки других судов. Для этого же кораблю проекта 23550 нужно буксирное оборудование.
В мирное время «Иван Папанин» способен совершать челночные рейсы по Северному морскому пути, он может также исполнять роль экспедиционного судна. Благодаря ледовому усилению корпуса, системе электродвижения «Азипод» и ледовой радиолокационной станции он сможет двигаться в сложной ледовой обстановке без сопровождения.
Транспорт будет оперативно доставлять научным и военным базам в Арктике модули с ремонтными мастерскими, медицинскими и жилыми блоками, а также перевозить группы специалистов. Рефрижератор можно использовать для транспортировки морепродуктов.
Особенности конструкции
Корабли проекта 23550 имеют полное водоизмещение около 9 тыс. тонн при длине 114 м и ширине 20 м. Предусмотрены характерные скругленные обводы носовой части. Многоярусная надстройка смещена назад. В ее кормовой части имеется ангар для вертолета, для использования которого корма корабля образует взлетную площадку. Экипаж корабля — 60 человек. Имеется возможность взять на борт еще 50 человек. Автономность по запасам — 70 суток.
Источник информации: https://www.19fortyfive.com/2021/10/russian-arctic-patrol-ships-will-carry-containerized-cruise-missiles/