Дамы, в бой. В «Танковом биатлоне–2019» впервые участвуют женские экипажи

Экипаж машины боевой (слева направо): ст. лейтенант Дарья Сиротенко, механик-водитель, ст. лейтенант Марина Пушкарёва, наводчик-оператор, лейтенант Анастасия Баранова, командир танка. © / Из личного архива

Один их самых зрелищных – танковый биатлон – достался России. Он проводится на полигоне гвардейской Таманской дивизии в Алабине. В этом году в рамках биатлона состоятся две премьеры. И хотя пройдут они как бы вне зачёта, с­амое пристальное внимание им о­беспечено.

   
   

«Броня не любит слабых мышц»

Все экипажи из разных стран соревнуются на дизельных танках российского производства Т-72Б3. И только экипажи из КНР привозят свои машины – Тип-96Б.

Но в этом году впервые н­аряду с дизельными танками Т-72Б3 состязаются газотурбинные Т-80УЕ-1. А их экипажи женские. И это тоже впервые.

Динамические качества ­Т-80У гораздо выше, чем у машин с дизельными двигателями, благодаря особенностям мощной газовой турбины. Потому в танковом биатлоне, где многое решают приемистость и скорость движения, газотурбинные танки будут априори иметь преимущества. К тому же система управления огнём на ­Т-80У  одна из лучших в мире.

Впрочем, история танковых биатлонов показала: какими бы прекрасными машины ни были, результаты зависят от подготовки и слаженности действий экипажа. Потому особую интригу придаст то, что управлять Т-80У в их новейшей модификации будут женские экипажи.

У танкистов есть выражение: «Броня не любит слабых мышц». Служба в танковых войсках требует хорошей физподготовки. Может, потому в военных учебных заведениях женщин-танкисток не готовят. И когда стало известно, что на биатлоне тремя танками будут управлять женские экипажи, в соцсетях поднялся шум. «Диванные экс­перты» возмущались: «Не бабское это дело! А если гусеница порвётся? Как они её натягивать будут?! Да и какой из женщины мехвод? Там же рычаги с такими усилиями дёргать надо…»

Несмотря на модельный рост, в танке девушки управляются ловко. Фото: Из личного архива

Выбирали по науке

Действительно, зачем женщин ввели в состав участников танкового биатлона? Об этом можно только гадать. Возможно, надо было показать – управление Т-80У настолько просто, что с ним вполне справится даже женщина. Также возможно, что проводится некий военно-научный эксперимент, цель которого – определить объективные параметры совместимости экипажа боевой машины, не только танковой.

   
   

Отбор женских экипажей был достаточно жёстким. Получить дополнительную профессию танкиста в добровольном порядке предложили всем женщинам-военнослужащим. Тестировали их почти как космонавтов. Отобрали 40 человек. Окончательную подготовку они проходили в окружном учебном центре в Коврове. Была сформирована женская рота, в которой собрали всех претенденток для участия в танковом биатлоне. В итоге остались 9 участниц – три экипажа. Два из них сборные – из различных воинских частей, из женщин-военнослужащих в звании сержантов. Лишь один, можно сказать, чисто танковый, к тому же офицерский. Это экипаж 423-го гвардейского Ямпольского полка 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии, расквартированной в Наро-Фоминске. О нём бы и хотелось рассказать более подробно.

В него вошли гвардии лейтенант Анастасия Баранова – командир танка, гвардии старший лейтенант Марина Пушкарёва – наводчик-оператор и гвардии старший лейтенант Дарья Сиротенко – механик-водитель. Все имеют высшее медицинское образование. Служат в медицинской роте Ямпольского полка. Анастасия и Марина окончили Первый Московский медуниверситет им. Сеченова, Дарья – Волгоградский медицинский университет. Баранова – фармацевт-провизор, Пушкарёва – хирург, Сиротенко – терапевт.

Службу в армии все они выбрали сами.

Марина Пушкарёва сразу поступала в Академию им. С­еченова на военный факультет. После реформ факультет закрыли, создали учебный военный центр, в котором учились студенты различных медвузов. Пушкарёва вошла в первый выпуск действующих офицеров этого центра. По контракту необходимо было отслужить в воинской части 3 года воен­врачом. Она отслужила 6 и увольняться не собирается. 

Дарья Сиротенко окончила этот же учебный военный центр. Самый младший офицер экипажа – по возрасту и званию – Анастасия Баранова.

Танковую специализацию для каждой подбирала специальная компьютерная программа по результатам многочисленных медико-­психологических тестов. Согласно её заключению, лейтенант Анастасия Баранова стала командиром танка. В её подчинении два старших лейтенанта – П­ушкарёва и С­иротенко. С таким «неравенством» девушки согласились – ведь всё было по науке.

А это все 9 танкисток, которые примут участие в «Танковом биатлоне–2019». Фото: АиФ/ Сергей Серов

«Мерседес» на гусеницах

Женщины-танкистки хоть и имели офицерские звания, несколько месяцев жили рядом с солдатами-призывниками по их солдатскому распорядку. Подъём в 6.00, зарядка, завтрак, дорога на полигон, где они часами тренировались до изнеможения. По субботам – парко-хозяйственный день с полным обслуживанием своих боевых бронеконей. В наряды даже заместители командиров взводов заступали как простые солдаты – стояли дневальными у тумбочки, мыли полы, убирались в туалетах.

Когда Пушкарёва и Сиротенко с погонами старших лейтенантов и термосами за плечами шли в столовую за дополнительным питанием, это всегда вызывало удивление солдат-призывников. Но, как рассказывают танкистки, у них даже и мысли не было, что они, офицеры, как-то унижают себя, – сами же на это подписались.

А вот рост наших героинь совершенно нетанковый. У самой «маленькой» Дарьи Сиротенко – 170 см. У самой высокой Анастасии Барановой – 185 см. Даже удивительно, как они в танке помещаются. Вообще, они очень стройные и спортивные. Им бы на подиуме дефилировать, а они не только на армейскую службу пошли, но решили, пусть и на время, стать танкистками.

Девушки не скрывают, что их новая профессия действительно очень тяжёлая. В прямом смысле слова. Боекомплект загружается вручную, а самый лёгкий кумулятивный снаряд весит 19 кг. Плюс 10 кг – гильза с пороховым зарядом. Чтобы снарядить танк полностью, приходилось руками перетаскивать порой до сотни килограммов, поднимая их на полтора метра. Да и люк у Т-80У весит 80 кг. Хотя в нём есть подпружинивающие устройства, поднимать его н­елегко.

По словам Дарьи Сиротенко, вести Т-80У по трассе не сложнее, чем легковой автомобиль, – у этого танка всего четыре передачи в отличие от семи на Т-72, и переключаются они без особых усилий. Танк устойчив на поворотах, он легко идёт по неровностям, с возвышенностей просто летит, приземляясь очень мягко. Просто «мерседес» на гусеницах.

Т-80УЕ-1 и их женские экипажи выступят только в день открытия танкового биатлона. Пойдут вне конкурса и по программе индивидуальной гонки.

Но это не умаляет большого интереса и к «реактивным» танкам, и к их необычным экипажам. А красавицы в чёрной танковой форме из 4­23-го гвардейского Ямпольского полка 4-й гвардейской танковой Кантемировской дивизии имеют все шансы стать настоящими звёздами танкового биатлона, причём в международном масштабе.