Что за систему интеллектуальной поддержки летчиков разработали в РФ?

Ответ редакции

В государственном научно-исследовательском институте авиационных систем запатентовали систему интеллектуальной поддержки пилотов истребителей. Она должна помочь паре истребителей, где есть ведущий и ведомый, вести дальний воздушный бой против такого же числа вражеских самолётов. Система будет анализировать информацию с разных датчиков и на ее основе предлагать пилоту варианты действий.

   
   

Искусственный интеллект поможет летчику быстрее получать данные о противнике, успешно работать над решением боевых задач в паре со своим партнером, предпринимать те или иные действия. Кроме того, компьютер распределит цели, выберет траекторию пуска снаряда или истребителя, момент пуска снаряда и установит помехи для самолета противника.

Система состоит из нескольких блоков, каждый из которых отвечает за свою задачу. В нее входят блок обработки входящей информации, блоки, выдающие рекомендации по атаке целей, блок подготовки информации для информационно-управляющего поля и другие.

Вычислительные машины размещают на борту ведущего и ведомого истребителей, которые постоянно обмениваются информацией.

По словам разработчиков, система может подстраиваться под конкретные условия — например, если самолет способен обстреливать лишь одну цель. Работает она постоянно и повышает эффективность взаимодействия летчиков, управляющих истребителями. Система умеет распознавать вражеские самолеты и ракеты. Основываясь на их параметрах, она производит расчеты, дает рекомендации по проведению атаки.

Бой истребителей один на один может быть сложным с технической точки зрения. Но когда «в игру» вступает несколько самолетов, гораздо важнее вовремя отдать нужные команды. Ведущий, командир главного истребителя, должен принимать решения не только за себя, но и за ведомых. Следовательно, он должен оценивать обстановку не только вокруг себя, но и предвидеть угрозы для своих партнеров и потенциальные удары по ним противника. Человеческий мозг работает не настолько быстро, банально собрать информацию с огромнейшего количества датчиков он просто не успевает.

Поэтому в игру вступает искусственный интеллект, который с невероятной скоростью обрабатывает данные и предлагает пилоту варианты действий. Разумеется, решения принимает сам пилот.

   
   

Такая система была испытана в прошлом году на самолетах Су-57, принадлежащих пятому поколению.