Что за подводный беспилотный аппарат «Сарма»?

Ответ редакции

Беспилотный подводный аппарат «Сарма» запустят в серийное производство в 2024 году. Об этом заявил заместитель генерального директора концерна ВКО «Алмаз-Антей» (компания совместно с ЦКБ «Лазурит» разрабатывает беспилотник) Александр Ведров. По его словам, в настоящее время строится прототип, его введут в эксплуатацию в 2021 году.

   
   

«В следующем году мы планируем перейти к созданию головного образца, и в 2023 году — это силовые установки и аппаратура, которая будет завершать строительство этого аппарата», — рассказал Ведров «Интерфаксу».

Что известно о подводном беспилотнике «Сарма»?

Разработка подводного беспилотника «Сарма» стартовала в 2018 году. Разработкой аппарата занималось ЦКБ «Лазурит». Как сообщал тогда в разговоре с РИА Новости заместитель главы Фонда перспективных исследований (ФПИ) Игорь Денисов, морской беспилотник создавался для нужд Северного морского пути (проходит по морям Северного Ледовитого океана и является кратчайшим морским путем между европейской частью России и Дальним Востоком).

Фото: Фонд перспективных исследований

По словам Денисова, к 2020 году планировалось создать три опытных образца. Их испытания планировалось провести сначала в Черном море, а потом в Арктике. Первые морские испытания аппарата должны были пройти по маршруту Севастополь — Сочи.

В 2022-2023 годах аппарат «Сарма» собираются испытать в Арктике, он должен будет преодолеть подо льдами 10 тыс. км. Как заявлял в 2018 году руководитель проектной группы ФПИ Виктор Литвиненко, аппарат планировалось оснастить анаэробной (воздухонезависимой) силовой установкой: такой двигатель более экономичен и экологичен, чем ядерный. Литвиненко пояснял, что проект очень сложный, поскольку беспилотнику предстоит пройти огромное расстояние без всплытия и без связи с космическими спутниками или внешним миром, опираясь лишь на собственную навигацию.

В 2019 году Игорь Денисов сообщал, что работы идут по графику, завершился этап технического проектирования и начались работы по изготовлению демонстратора. К контрольному эксперименту в северных морях планировалось подходить поэтапно. Так, в рамках первого этапа на 2021 год намечены предварительные испытания в акватории Белого моря.

Где будет применяться «Сарма»?

Главная задача подводного беспилотника — это сейсморазведка и комплексное обеспечение безопасности навигации по Северному морскому пути. По словам Александра Ведрова, подводный автономный беспилотник будет универсальным.

   
   

Он сможет обследовать как шельф, так и подводные добычные комплексы и трубопроводы. Аппарат состоит из модулей, их число можно будет наращивать под конкретную задачу.

«Сарма» рассчитана на максимальную дальность плавания до 8,5 тыс. км. Аппарат способен работать в автономном режиме до 90 суток за счет оснащения энергоустановкой на базе электрохимических генераторов и системой криогенного хранения и подачи реагентов. Подводный беспилотник также может транспортировать грузы, обслуживать системы наблюдения и использоваться для освещения подо льдом.

Ранее Денисов также сообщал, что теоретически в перспективе «Сарма» сможет отправиться в беспилотную кругосветку. Однако для этого потребуется существенное повышение характеристик систем энергообеспечения. Пока же разработчики полагают, что аппарат сможет автономно работать три месяца.