В Российскую армию поступили первые вертолеты огневой поддержки спецназа Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан». Подписаны два контракта, машины должны поступать в войска в течение 2021 и 2022 годов. АиФ.ru выяснял, чем хороши новые вертолеты и какое у них будет назначение.
Предназначение
Модернизированный вертолет способен выполнять широкий круг специальных задач: от транспортно-десантных функций до огневой поддержки сил специального назначения. Вертолет доставит группу в назначенное место, а затем, после высадки, при необходимости окажет группе огневую поддержу. Это своего рода летающий танк. Его применение эффективнее, поскольку огневая поддержка будет оказана незамедлительно.
Основа
В тяжеловооруженный и бронированный «летающий танк» превратили Ми-8, это самый массовый в мире вертолет, который стоит на вооружении с шестидесятых годов прошлого века. С увеличенной боевой нагрузкой машина заметно потяжелела. Для компенсации дополнительного веса вертолет оборудовали более мощной модификацией двигателя, чем ставят на Ми-8АМТШ сегодня.
Модернизация
С учетом опыта боевого применения Ми-8 в Сирии была проведена глубокая модернизация вертолета. Ми-8 — уникальный вертолет. При необходимости из него можно сделать что угодно, в том числе и универсальный транспортно-боевой вертолет, утверждают эксперты.
Специалисты повысили боевую эффективность Ми-8АТМШ-ВН, оптимально совместив принцип «стеклянной кабины», надежное аналоговое оборудование и цифровой автопилот.
В Афганистане, доставив бойцов к месту назначения, Ми-8, как правило, возвращались на аэродром. Прикрывали десантирование обычно пара вертолетов Ми-24, которые выстраивались в «карусель». Новый вертолет имеет достаточную огневую мощь, большой боекомплект и хорошие транспортные возможности, чтобы самостоятельно поддержать спецназ.
Вертолет способен летать и в жарком климате, и в сложных условиях высокогорья. Работать в любое время суток и при любой погоде «Сапсану» позволяет новейшая обзорная оптико-электронная станция ГОЭС-321МК с тепловизионным каналом. Сейчас такие устанавливают на ударный Ми-35М. От него же возьмут и обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с лазерной системой наведения ракет. Она необходима новой боевой машине, чтобы использовать весь свой впечатляющий арсенал управляемых ракет.
Всё радиоэлектронное оборудование объединено бортовым комплексом ИБКВ-17ВП. Кабина пилотов у модернизированного Ми-8 полностью «стеклянная» с четырьмя большими многофункциональными индикаторами. Приборы адаптированы для использования с очками ночного видения.
Для защиты от переносных зенитных ракетных комплексов предусматривается установка станции оптико-электронного подавления из семейства «Витебск». В состав опционального оборудования включены аппаратура приема и обработки информации от беспилотников, бортовая радиолокационная станция и аппаратура предупреждения об РЛС-облучении.
Арсенал
В самом тяжеловооруженном варианте вертолет будет нести до четырех дальнобойных «Гермесов», до восьми «Атак» или до 2 тонн авиабомб. Один из вариантов подвески боеприпасов предполагает использование четырех современных ракет «воздух-воздух» малой дальности «Верба».
Новый «Сапсан» сможет применять ставшие обычными для ударных вертолётов ПТУР 9М120 «Атака» в вариантах с кумулятивной, осколочно-фугасной и термобарической боевой частью. Их дальность составляет порядка шести километров.
Помимо управляемых ракет, Ми-8АМТШ-ВН оснастят обычным для военно-транспортных машин набором из блоков неуправляемых реактивных снарядов, крупнокалиберных пулеметов, подвесных контейнеров с авиационными пушками и автоматическими гранатомётами. Сможет он применять и авиабомбы калибром от 50 кг до 500 кг.
Защита
Грузовая кабина «Сапсана» получила быстросъемное кевларовое бронирование, спасающее от стрелкового оружия. Серийные Ми-8АМТШ имеют защиту только для пилотов, задней пулеметной установки и жизненно важных систем. В новой модификации броней прикрыли и спецназовцев. Новая версия Ми-8 оснащена комплексом обороны «Президент-С»: он засекает и классифицирует выпущенные по вертолету ракеты и в зависимости от их типа либо отстреливает тепловые ловушки, либо ставит помехи головке самонаведения.
Производство
Решение об инициативной разработке вертолета для Сил специальных операций (ССО) Завод имени Миля принял в 2017 году. В мае 2018 года опытно-конструкторская работа под обозначением «Сапсан» была одобрена оборонным ведомством. На эти цели сразу было выделено свыше 800 млн рублей.
Источник: РИА Новости