Военно-морской флот России в будущем может получить на вооружение специальную морскую платформу для базирования тактических и разведывательных беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Фактически это будет авианосец для беспилотников, которые планируют запускать при помощи пневматической катапульты. АиФ.ru выяснял, что известно об этом проекте.
Идея проекта
Ведется проектирование для ВМФ многоцелевой платформы, которая будет нести на борту значительное количество тактических беспилотников и непилотируемых аппаратов с разведывательными возможностями. Что скрывается за словом «платформа», не поясняется. Может, это будет что-то типа авианосца с уменьшенным водоизмещением, универсального десантного корабля или вертолетоносца, возможно, и что-то другое.
С помощью новой российской платформы, которая появится в ВМФ, планируется осуществлять палубное базирование средних и легких аппаратов вертолетного и самолетного типа, последние из которых станут запускать с корабля с помощью пневматической катапульты.
Задачи для разработчиков
На каком этапе находятся работы, пока неизвестно. Применению беспилотной авиации в современной войне отводится много места. Беспилотники широко применяются на суше и гораздо меньше — на море. Связано это в первую очередь с отсутствием соответствующих носителей. Разведывательные беспилотники вводятся в состав вооружения некоторых кораблей, но в основном они маленького размера и способны находиться в воздухе ограниченное время. Для размещения более крупных БПЛА возможностей нет, так что появление отдельного носителя беспилотников может решить эту задачу.
Корабельное базирование беспилотных и автономных систем позволит использовать беспилотники как в прибрежной полосе, например, для обеспечения операций морской пехоты, так и на открытых морских просторах для патрулирования морских границ и для поисково-спасательных операций.
Чтобы обеспечить полеты палубных беспилотников, придется решить ряд технических задач. В первую очередь потребуется защищать бортовую электронику от агрессивной морской среды. Необходима повышенная точность систем приема на борт, а корпус беспилотных аппаратов нужно будет сделать прочнее на случай жесткой посадки на корабельную палубу.
Какие беспилотники будут применяться?
На вооружении подразделений морской авиации ВМФ имеется многофункциональный БЛА самолетного типа «Орлан-10». Этот аппарат можно использовать как на суше, так и на кораблях. На аэродромах морской авиации также используется беспилотник «Форпост», способный отслеживать найденную надводную и береговую цель с одновременной выдачей целеуказания. Аппарат успешно применялся совместно с корабельными ракетными комплексами «Калибр» и «Оникс».
В ноябре в России испытали морскую версию беспилотника «КУБ-БЛА». Барражирующий боеприпас разработали в компании Zala Aero (входит в группу компаний «Калашников»). «КУБ-БЛА» является универсальным средством поражения и может запускаться с морских платформ. Заявленная скорость беспилотника составляет 130 километров в час. Продолжительность работы аппарата достигает 30 минут. «КУБ-БЛА» может нести до 3 кг полезной нагрузки. К преимуществам барражирующего боеприпаса отнесли простоту использования.
Также в России разработают технологию дронов-камикадзе для защиты морских границ страны от судов-нарушителей. В новую систему войдут разведывательные беспилотники и несколько видов барражирующих боеприпасов. Отмечается, что дроны-камикадзе смогут стартовать из установок на российских кораблях. Некоторые компоненты системы уже прошли испытания. Одним из основных преимуществ применения беспилотников является низкая стоимость эксплуатации, так как барражирующие снаряды стоят дешевле, чем противокорабельные ракеты.
https://tass.ru/armiya-i-opk/13181547