В Минобороны заявили об окончании испытаний тяжелого разведывательно-ударного беспилотника «Альтиус-РУ». Об этом объявили на расширенном заседании коллегии военного ведомства, но никаких подробностей не привели, лишь констатировали факт. АиФ.ru разбирался, в чем особенности российского беспилотника, который фактически повторяет концепцию американского стратегического БЛА RQ-4 Global Hawk.
Стратегический масштаб
«Альтиус-РУ» (разведывательно-ударный) относят к тяжелым беспилотникам, он входит в тройку больших ударных дронов, разрабатываемых в настоящее время в России. В задачи Альтиуса входит патрулирование на протяжении нескольких суток обширных территорий. Единственный беспилотник, который сегодня выполняет подобные задачи — американский стратегический БЛА RQ-4 Global Hawk. Кроме того, «Альтиус-РУ» способен нести различную полезную нагрузку, в том числе и комплекс вооружения. Главный элемент беспилотника — радар на основе активной фазированной антенной решётки (АФАР), обладающий высоким разрешением. Благодаря ему беспилотный комплекс способен выполнять весь спектр разведывательных задач.
Также беспилотник сможет применять авиационные средства поражения, в том числе управляемые. Предполагается, что в качестве вооружения беспилотник сможет нести планирующие бомбы «Гром-2» общей массой 598 кг (масса боевого заряда 480 кг) и дальностью пуска 10-50 км или управляемые ракеты «Гром-1» стартовой массой 594 кг (масса боевого заряда 315 кг) с дальностью пуска до 120 км. Этим летом в военном ведомстве заявляли о проведении комплекса испытаний беспилотника со всем спектром управляемого оружия.
Кто производитель
Беспилотник «Альтиус» (также его называют «Альтаир») с 2011 года разрабатывало казанское ОКБ имени Симонова по заказу Минобороны. Его летные испытания начались летом 2016 года. В конце 2018 года военное ведомство решило сменить подрядчика и передало проект Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). В августе 2019 года Минобороны опубликовало кадры первого полета беспилотника «Альтиус-У». Полет проходил на одном из испытательных аэродромов на высоте до 800 метров и продлился 32 минуты. Все системы комплекса отработали в штатном режиме. Тогда же в ведомстве заявляли, что БПЛА способен выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток. В декабре того же года министерство и УЗГА заключили контракт на разработку беспилотника в окончательном облике: «Альтиус-РУ». В феврале 2021 года Минобороны заключило контракт на поставку первой партии ударных беспилотников «Альтиус-РУ».
Характеристики
Новый российский беспилотный летательный аппарат «Альтиус» построен по классической аэродинамической схеме с высоко расположенным крылом большого размаха и V-образным хвостовым оперением. Известно, что «Альтиус» построен с использованием композиционных конструкционных материалов. Относится к средневысотным беспилотникам большой продолжительности полета тяжелого класса. Взлетный вес аппарата составляет около 6 тонн, он может нести более тонны полезной нагрузки. Размах крыльев составляет 28,5 м, длина — 11,6 м, высота полета — 12 000 м, дальность — до 10 000 км. «Альтиус», оснащенный двумя турбовинтовыми двигателями, способен находиться в воздухе до 48 часов. Аппарат оборудован инерциальной навигационной системой СП-2, которая снижает возможность его обнаружения в полёте и обеспечивает дополнительную устойчивость к наводимым помехам. Беспилотник может управляться через спутник, что делает дальность его применения практически неограниченной. Боевой радиус действия БПЛА составляет около 3,5 тыс. км.
Искусственный интеллект
Предполагается, что беспилотник «Альтиус» получит элементы искусственного интеллекта. Они подарят аппарату новые возможности, в том числе возможность атаковать наземные цели самостоятельно. Получив координаты цели, БЛА при помощи своего бортового компьютера сможет составить алгоритм поиска оптимального маршрута до цели атаки, а также рассчитает наиболее подходящую точку для сброса бомб. Всё это беспилотник сможет сделать без помощи оператора, при этом боевой дрон будет в режиме реального времени получать всю информацию из штаба о воздушной обстановке и расположении объектов ПВО противника и строить свой полет, обрабатывая поступающие сведения. Выполнив боевую задачу, тяжелый беспилотник сможет вернуться на базу в автоматическом режиме по наиболее безопасному маршруту или вернуться в зону патрулирования и продолжить решать разведывательные задачи.
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/67402