Всепогодный тактический зенитный ракетный комплекс (ЗРК) малой дальности «Тор-М2» может стать непотопляемым. Как заявил журналу «Национальная оборона» начальник войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ генерал-лейтенант Александр Леонов, разработка плавающей версии комплекса для преодоления водных преград уже началась.
По словам Леонова, новая модификация «Тор-М2» создается на основе платформы на специализированном колесном шасси. «Основным требованием, предъявляемым к боевой машине, является преодоление водных преград вплавь», — уточнил он.
Что за комплекс «Тор»?
Дивизионный автономный самоходный ЗРК «Тор» был разработан в Научно-исследовательском электромеханическом институте (НИЭМИ) в Москве в конце 70-х годов. Весной 1986 года комплекс был взят на вооружение.
«Тор» предназначен для решения задач противовоздушной и противоракетной обороны на уровне дивизионного звена. Система может быть использована для прикрытия важных административных, экономических и военных объектов, а также первых эшелонов сухопутных соединений от ударов противорадиолокационных и крылатых ракет. Также этот ЗРК может использоваться для прикрытия от дистанционно пилотируемых летательных аппаратов, планирующих авиабомб, самолетов и вертолетов.
С начала 90-х годов начались работы по модернизации комплекса. В настоящее время существуют различные модификации ЗРК. Это «Тор-М1ТА», «Тор-М1Б», «Тор-М1ТС», «Тор-М1-2У», «Тор-М2Э», «Тор-М2К», «Тор-М2ДТ» и другие.
Что представляют собой ЗРК «Тор-М2»?
ЗРК «семейства» «Тор-М2» являются современной модификацией «Тор-М» и считаются сегодня одними из самых эффективных комплексов малой дальности. ЗРК включает три огневые батареи (всего 12 боевых машин). Он состоит из боевой машины (БМ), в состав которой входят станция обнаружения целей (СОЦ), станция наведения (СН), ЭВМ, пусковая установка и др.
ЗРК «Тор-М2» предназначен для обеспечения противовоздушной обороны мотострелковых и танковых бригад сухопутных войск на поле боя во всех видах боевых действий. Он, как и его предшественники, способен поражать авиационные ракеты класса «воздух-земля», управляемые и корректируемые авиабомбы, противорадиолокационные ракеты, а также самолеты тактической и армейской авиации, крылатые ракеты, вертолеты и беспилотники.
По данным портала «Новости ВПК», ЗРК «Тор-М2» имеет следующие модификации:
- 9К332МЭ «Тор-М2Э» — экспортная модификация, включающая боевую машину на гусеничном шасси 9А331МЭ, ракетный модуль 9М334 и 4 x ЗУР (зенитные управляемые ракеты) 9М9331;
- 9К332МК «Тор-М2К» — модификация включает боевую машину на 9А331МК, ракетный модуль 9М334, 8 x ЗУР 9М9331 + 4 целевых канала;
- 9K331МДТ «Тор-М2ДТ» — арктический вариант Тор-М2, включает боевую машину на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-30;
- 9К331МКМ «Тор-М2КМ» — модификация Тор-М2К с модульным исполнением в части видов шасси, автономным боевым модулем 9А331МК-1 и ракетным модулем 9М334 + 4 x ЗУР 9М9331.
«Тор-М2» может осуществлять боевую работу в так называемом конвейерном режиме. Это означает, что освободившийся после завершения наведения ракеты на цель стрельбовой канал может быть тут же использован для наведения следующей ракеты. Кроме того, в ЗРК есть возможность обмена радиолокационной информацией между двумя боевыми машинами, что помогает расширить зону обнаружения. При этом ЗРК может поражать цели в зоне ответственности любого радара.
Различные модификации ЗРК «Тор», помимо России, состоят на вооружении в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Венесуэлле, Греции, Египте, Иране, Китае, Кипре и ряде других стран.
В 2019 году Минобороны России подписало контракт на 100 млрд руб. на поставку «Тор-М2». Как сообщил Александр Леонов, системы «Тор-М2» будут поступать в российские войска до 2027 года.
Тактико-технические характеристики
- Максимальная горизонтальная дальность поражения, км — 12;
- Минимальная горизонтальная дальность поражения, м: на высоте 10 м — 1 500, на высоте более 100 м — не более 1 000;
- Количество одновременно обрабатываемых целей, шт. — 48;
- Количество одновременно обстреливаемых целей, шт. — 4;
- Количество одновременно наводимых ракет, шт. — 8;
- Максимальная скорость движения поражаемых целей, м/c — 700;
- Перегрузка маневра цели, g. — 10;
- Боекомплект зенитно управляемых ракет (ЗУР) на БМ, шт. — 8 в двух ЗРМ;
- Время заряжания БМ, мин. — 18;
- Время развертывания БМ из походного положения в боевое, мин. — 3;
- Скорость движения БМ, км/ч: по шоссейным дорогам — 80, по грунтовым дорогам — 30;
- Запас хода по топливу, км (при двухчасовой работе аппаратуры) — 500;
- Максимальная масса БМ, тонны — 30;
- Расчет БМ, чел. — 3;
- Станция обнаружения малоразмерных воздушных целей (СОЦ):
- Угол подхода целей — инвариантна;
- Дальность обнаружения целей, км — 32;
- Обнаружение целей, шт. — до 45 воздушных;
- Сопровождение целей, шт. — до 45 воздушных;
- Ранжирование по критерию опасности, шт. — 10;
- Станция наведения (СН):
- Количество сопровождаемых целей, шт. — 4;
- Количество одновременно наводимых на цель ракет, шт. — 6.
Что за колесная версия «Тор-М2»?
В 2019 году на международном военно-техническом форуме «Армия-2019» была презентована колесная версия «Тор-М2» . Главная отличительная особенность комплекса — возможность вести огонь на ходу без остановок. У этой версии «Тор-М2» вдвое (до 16 ракет) увеличен боекомплект, а ракеты 9М338 обладают расширенной зоной поражения и повышенной точностью стрельбы. По словам автора проекта, директора специального конструкторского бюро Александра Давыдова, комплекс может с точностью до 99% поражать самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, планирующие и управляемые авиабомбы, а также беспилотные летательные аппараты.
Установленный на колесном шасси комплекс «Тор-М2» способен обнаруживать цели на дальности до 32 тысяч метров. Его максимальная дальность поражения составляет 16 километров, минимальная — километр. Максимальная высота уничтожения целей, летящих со скоростью до 700 метров в секунду, 12 километров, минимальная — 10 метров. Время «реакции» от обнаружения цели до пуска ракеты — 5-10 секунд.
Кроме того, колесный вариант «Тор-М2» обладает повышенной проходимостью за счет специальных шин с низким удельным давлением и высокой мобильностью. Дорожный просвет составляет 400 миллиметров. Дизельный двигатель мощностью 390 лошадиных сил способен разогнать машину до 80 километров в час.