Что представляет собой стелс-бомбардировщик ПАК ДА?

Ответ редакции

В России началось строительство бомбардировщика-ракетоносца нового поколения, в котором будут применяться технологии и материалы, снижающие заметность (технология стелс). Его создают в рамках программы «Перспективный авиационный комплекс дальней авиации» (ПАК ДА).

   
   

ТАСС со ссылкой на источники сообщает, что элементы планера для первого опытного образца стелс-бомбардировщика создаст один из авиазаводов в структуре Объединенной авиастроительный корпорации. Уже завершена разработка рабочей конструкторской документации, начались поставка материалов и изготовление кабины самолета. Полностью машину планируют собрать в 2021 году.

Кадр youtube.com

Кто разрабатывает ПАК ДА?

По данным агентства, разработчиком российского бомбардировщика-ракетоносца является ПАО «Туполев», предприятие работает над самолетом с 2009 года. В марте 2017 года ТАСС сообщал, что специалисты компании построили первый полноразмерный макет бомбардировщика из дерева. 

В декабре 2019 года заместитель министра обороны России Алексей Криворучко заявил в интервью газете «Красная звезда», что эскизный проект самолета утвержден, «Туполев» приступил к разработке рабочей конструкторской документации, а также началась работа над деталями и составными частями опытных образцов самолета. 

В феврале 2020 года Криворучко сообщил, что в этом году на стендовые испытания передадут первый двигатель для ПАК ДА. 

Что известно о стелс-бомбардировщике ПАК ДА?

Работы над ПАК ДА ведутся под грифом «совершенно секретно», поэтому подробности о новейшем бомбардировщике не разглашаются. По данным СМИ, он будет спроектирован по схеме «летающее крыло». Такой планер имеет редуцированный фюзеляж, роль которого выполняет крыло: оно несет все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Также машина будет развивать дозвуковую скорость полета, что позволит существенно увеличить дальность полета и время нахождения самолета в воздухе.

ПАК ДА, вероятно, заменит все три типа российских бомбардировщиков-ракетоносцев, стоящих на вооружении: Ту-22М3, Ту-95 и Ту-160.

   
   

Технология стелс

В конструкции самолета будет широко применяться стелс-технология. Заметность будет снижена за счет специального радиопоглощающего покрытия российской разработки и применения композитных материалов, пишет «Российская газета». В американских самолетах для уменьшения эффективной отражающей поверхности используются угловатые обводы. Но они ухудшают аэродинамические характеристики и не будут играть основной роли в ПАК ДА.

Кроме того, свою задачу выполнят новейшие средства связи и радиоэлектронной борьбы. Также вероятность обнаружения бомбардировщика радарами противника будет снижена за счет того, что все ракетно-бомбовое оружие разместят внутри фюзеляжа и крыльев.

Вооружение

ТАСС пишет, что самолет будет вооружен существующими и перспективными стратегическими крылатыми ракетами, высокоточными авиабомбами и гиперзвуковым оружием. Специалисты считают, что основным оружием могут стать высокоточные ракеты Х-102, которые могут оснащаться ядерной боевой частью и способны поражать наземные и морские цели с расстояния 5500 км. Но более вероятно, что основным станет все-таки гиперзвуковое оружие, сообщает «Российская газета».

По данным издания, ПАК ДА может быть вооружен гиперзвуковыми ракетами, которые смогут наносить удары не только по наземным и воздушным целям, но и по объектам, находящимся в ближнем космосе. Таким образом, самолет сможет выполнять функции космического перехватчика: уничтожать военные спутники и боеголовки стратегических ракет. Это станет важным отличием российского стелс-бомбардировщика от американских аналогов.

Двигатель

В ноябре 2018 года на сайте госзакупок было опубликовано объявление о тендере на опытно-конструкторские работы по двигателю для перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Как предполагают эксперты, вероятно, речь шла о разработке для ПАК ДА.

В требованиях было заявлено, что двигатель должен быть устойчив к воздействию поражающих факторов ядерного оружия. Его основная и дублирующая электронные системы должны обеспечивать полет самолета продолжительностью до 30 часов. Системы топливопитания и гидромеханического регулирования должны работать при близких к нулю и отрицательных перегрузках до 2,7 g и при температурах в пределах -60...+50 °C. Было заявлено, что двигатель должен прослужить минимум 12 лет с возможностью продления срока эксплуатации до 21 года.