По сообщению ТАСС, Россия к концу 2020-х годов планирует построить два эсминца типа «Лидер». Стоимость создания каждого корабля составит около 100 млрд руб.
Неназванный собеседник агентства сообщил, что по действующей госпрограмме вооружения на 2018-2027 годы опытно-конструкторские работы по эсминцу должны начаться в 2021 году с переходом непосредственно к строительству. По его словам, на постройку одного корабля уйдут, согласно предварительным оценкам, семь лет.
Эсминец проекта 23560 «Лидер» (не путать с ледоколом проекта 10510 «Лидер») представляет собой корабль дальней морской зоны, призванный заменить одновременно все российские эскадренные миноносцы, все большие противолодочные корабли, которые отличаются от эсминцев бо́льшим количеством противолодочного вооружения и меньшим количеством противокорабельного, а также все ракетные крейсера, кроме разве что «Петра Великого». Для обеспечения всего этого эсминцу понадобится ядерная энергетическая установка (ЯЭУ), чего на кораблях данного класса ранее не бывало ни в одной стране мира.
Эскадренные миноносцы, и это повелось издавна, представляют собой «расходный материал» военно-морских сил не только во время войны, когда они первыми гибнут в конвойных и набеговых операциях. В мирное время эсминцы тоже остаются «рабочими лошадками». Именно российские, американские, британские, французские эскадренные миноносцы мотаются по всем «горячим точкам», демонстрируют флаг в дружественных и недружественных морях, ходят с визитами вежливости в иностранные порты... Кстати, от этой функции «Лидерам», если они когда-то будут построены, придется в значительной степени отказаться, потому что корабли с ядерной установкой готовы пускать в свои воды далеко не все страны. Есть у проекта и прочие «но», о которых «АиФ» рассказал военно-морской редактор журнала «Национальная оборона» Александр Мозговой:
«Те, кто занимается проектированием „Лидера“, прекрасно понимают, что в обозримом будущем такие корабли у нас построены не будут. Пока что страна не в состоянии строить в достаточном количестве даже малые ракетные корабли, потому что к ним не хватает обычных дизелей. А вспомним фрегат „Адмирал Горшков“, который строился 12 лет... Дело в том, что корабль представляет собой комплекс массы деталей и агрегатов, которые должны взаимодействовать между собой как колесики часового механизма. А добрая половина у нас либо не производится вообще, либо не имеет надлежащего качества. Чтобы построить атомный эсминец, придется сперва развить ряд смежных отраслей промышленности, то есть речь идет о тысячах субподрядчиков. К сожалению, потолок нынешнего российского военного судостроения — это корветы (от 2 тыс. тонн водоизмещения) и фрегаты (от 4-5 тыс.). „Лидер“ же планируется на 13-19 тыс. тонн. Почувствуйте разницу!»
|
«Лидер» Россия |
«Сарыч» СССР |
«Замволт» США |
«Арли Бёрк» США |
Экипаж (чел.) |
250 |
296 |
148 |
380 |
Скорость (узлов) |
32 |
32 |
30 |
32 |
Водоизмещение (тонн) |
До 19000 |
7900 |
14564 |
8448 |
Дальность (миль) |
Неограниченная |
4500 |
Неизвестна |
6000 |
Автономность (суток) |
90 |
30 |
Неизвестна |
35 |
Основное ударное вооружение / Дальность
|
ПКР* «Циркон»/500 |
ПКР* «Москит»/250 |
КР** «Томагавк»/2500 |
ПКР* «Гарпун»/280 |
Артиллерийское вооружение (мм) |
130 |
130 |
155 |
127 |
* ПКР — противокорабельная ракета
** КР — крылатая ракета
Смотрите также:
- На флоте бабочек не ловят. Адмирал Комоедов о расстановке сил в Чёрном море →
- США считают ночным кошмаром российские подлодки – эксперт →
- Почему России не нужен собственный вертолетоносец? →