Петербургское предприятие «Адмиралтейские верфи» приступит к швартовым испытаниям патрульного ледокола «Иван Папанин» проекта «Ермак» в конце 2022 года. После этого «Иван Папанин» должен выйти на заводские ходовые испытания в третьем квартале 2023 года. Это один из двух российских патрульных ледоколов, он разработан с учетом особых условий Арктики и способен вести боевые действия среди льдов.
Как будут проходить испытания ледокола?
Швартовые испытания патрульного ледокола начнутся в конце 2022 года. Это первый этап тестирования, который проходит любой корабль перед принятием в эксплуатацию. В них могут участвовать даже не полностью достроенные суда. Во время швартовых испытаний инженеры проводят основные проверки всех установленных на корабле агрегатов и систем. Это делается для того, чтобы подтвердить основные характеристики боевых и технических средств и всего корабля в целом и соответствие их спецификации корабля, техническим условиям, чертежам, схемам, описаниям и инструкциям по эксплуатации.
Далее «Ивана Папанина» ждут заводские ходовые испытания в третьем квартале 2023 года. Они производятся с целью проверки в ходовых условиях основных характеристик боевых и технических средств и всего корабля в целом на соответствие утверждённым параметрам. «Иван Папанин» выйдет в море, и его бортовое оборудование протестируют в реальных условиях. Это будет завершающий процесс строительства «Ивана Папанина».
Каковы характеристики судна?
Ледокол «Иван Папанин» спустили на воду в 2019 году. При длине в 114 метров и ширине в 20 метров его водоизмещение составляет 8,5 тысячи тонн. Вне корпуса корабля закреплены на шарнирных механизмах две полноприводные винторулевые колонки типа Azipod Vi1600L, поэтому винты могут вращаться вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Это обеспечивает ледоколу высокую маневренность.
«Иван Папанин» развивает скорость до 18 узлов и может преодолевать ледяные поля толщиной до 1,7 метра. Автономность корабля — 70 суток, а дальность хода — десять тысяч морских миль. Из вооружения у ледокола есть артиллерийская установка АК-176МА, пусковая установка для крылатых ракет «Калибр» и многоцелевой вертолет.
Что за проект, в который входит «Иван Папанин»?
Патрульные корабли ледового класса проекта 23550 (его также называют «Арктика» или «Ермак») разрабатывают с 2016 года после закрытия проекта военных ледоколов 21180, по которому построили всего один корабль: «Илью Муромца». Военные решили, что им нужны более многофункциональные суда.
Поэтому корабли проекта 23550 предназначены для разных задач: проводки других судов, буксировки, мониторинга арктических вод, сопровождения судов обеспечения и конвоирования задержанных кораблей. Они предназначены для использования на севере, обладают управляемым ракетным вооружением ближней и дальней морской зоны, имеют возможности ледокола, буксира и корабля сторожевого класса. Корабли этого проекта могут эксплуатироваться в любых зонах мореплавания — от тропических до арктических, — преодолевая лед наибольшей толщиной до 1,7 м.
Пока у Минобороны в планах всего два патрульных ледокола по проекту 23550: «Николай Зубов» и «Иван Папанин». «Николая Зубова» планируют спустить на воду в 2024 году.