Что известно о новом российском сверхтяжелом транспортном самолете?

Ответ редакции

ПАК-ВТА получит полностью герметичным фюзеляжем, что является необходимостью для перевозки по воздуху и десантирования крупнотоннажного груза. Также новый будет способен совершать посадку и взлетать не только с ВПП с твёрдым покрытием, но и с грунтовой площадки, что расширяет мобильность воздушно-десантных войск.

   
   

В России создаётся перспективный сверхтяжелый транспортный самолет ПАК-ВТА, который по своим характеристикам превзойдет самый большой самолёт, стоящий на вооружении военно-транспортной авиации России Ан-124 «Руслан». О ряде особенностей самолета рассказал первый заместитель генерального директора Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Ярковой. АиФ.ru разбирался, в чем особенность нового транспортника.

Самым тяжелым и грузоподъемным отечественным самолетом является Ан-124 «Руслан». Эти транспортники с середины восьмидесятых годов обеспечивает перевозку крупных и тяжелых грузов гражданского и военного назначения. Этот советский тяжёлый дальний транспортный самолёт разработан украинским ОКБ имени О. К. Антонова. Его серийное производство велось в России и на Украине, в производстве компонентов для него участвовали более сотни предприятий в различных советских республиках. В последние годы в России предпринимались попытки наладить производство «Русланов» на новой площадке, но желаемые результаты получить не удалось. Существует мнение, что целесообразнее запустить разработку совершенно нового транспортного самолета.

В настоящее время не сообщается, кто именно занимается разработкой ПАК-ВТА, известны только некоторые детали проекта. Новый транспортный самолет разрабатывается с применением современных технологий, решений и агрегатов. При строительстве планера предлагается использовать современные металлы и сплавы, а также композиционные материалы. Бортовая аппаратура будет соответствовать актуальным требованиям. Это даст преимущества и лучшие характеристики в сравнении с Ан-124 «Руслан»

Сергей Ярковой также добавил, что в настоящее время с Минобороны прорабатывается перспективный облик военной версии тяжелого транспортника ПАК-ВТА. Предположительно новый самолет получит полностью герметичным фюзеляжем, что является необходимостью для перевозки по воздуху и десантирования крупнотоннажного груза. Грузовой салон на Ан-124 является герметичным, но поддержание в нем нормального давления и температуры рекомендовано только в особых случаях. Зачастую в полете внутри грузового отсека царит холод, а давление почти совпадает с внешним. Также ПАК-ВТА будет способен совершать посадку и взлетать не только с ВПП с твёрдым покрытием, но и с грунтовой площадки, что расширяет мобильность воздушно-десантных войск. 

Военные выдвигают ряд обязательных требований к новому транспортному. Одно из них — возможность дозаправки топливом в полёте от воздушных танкеров Ил-78. Ранее подобная технология для больших военно-транспортных самолётов в нашей стране не применялась. Грузоподъёмность ПАК-ВТА должна быть не менее 80 т, дальность полёта 5 тыс. км. Длина его грузового отсека будет не менее 27,5 м. Ширина и высота — 5,8 и 4,4 м соответственно, что говорит о поперечном сечении фюзеляжа в форме эллипса у будущего самолёта.

ПАК-ВТА пополнит отряд транспортников, в то же время он станет отдельным направлением развития сверхтяжёлых самолётов. Его признали перспективным в сегменте развития не только военной, но и гражданской авиации. В настоящее время представители отечественного ВПК прорабатывают с Министерством обороны России внешний облик нового сверхтяжёлого транспортника.

   
   

Разработка проекта нового перспективного комплекса транспортных самолётов сверхтяжёлого класса стартовала в России в 2014 году. До этого проработкой проектов занимались КБ Мясищева и Ильюшина. Одним из проектов был самолет М-60 с овальным фюзеляжем. 

На сегодняшний день существует несколько проекта новых тяжелых самолетов, одним из самых интересным среди них является проект под шифром «Слон» Центрального аэрогидродинамического института. От Ан-124 разрабатываемый образец отличается большей грузоподъемностью и дальностью полета. Предлагаемая машина сможет брать на борт грузы массой до 150-180 т , одновременно в самолете сможет разместиться 400 солдат и 14 бронеавтомобилей «Тигр». Самолет будет доставлять их на расстояние до 7 тыс. км со скоростью 850 км/ч. т. Планируется, что новый транспортник получит возможность загрузки техники и грузов через носовую и хвостовую рампы. Самолет предъявляет меньше требований к аэродрому, ему потребуется взлетно-посадочная полоса длиной не более 3000 м.