ВВС Германии провели летные испытания своей новейшей ракеты класса «воздух — воздух» Meteor. По их итогам военные решили, что боеприпас готов к интеграции с истребителями Eurofighter Typhoon и рядом других истребителей, стоящих на вооружении стран НАТО. По оценкам экспертов, новый боеприпас является сегодня лучшим в своем классе и будет эффективен для борьбы с самолетами пятого поколения, в том числе российским Су-57.
В июне ВВС Бундесвера провели первоначальные испытания Typhoon с ракетами Meteor. В них участвовало два самолета Eurofighter Typhoon, и они не начинали боевую стрельбу. По результатам учений немецкие военные решили, что Meteor готов к интеграции со всеми истребителями этого типа, за исключением их старых моделей Tranche-4. Следующий этап станет завершающим и предполагает проведение стрельб.
Сейчас немецкие Typhoon вооружены управляемыми ракетами класса «воздух — воздух» AIM-120 AMRAAM дальностью до 75 километров и ракетами IRIS-T того же класса, но дальностью 25 километров. Уже в ближайшее время им на смену придёт управляемая ракета большой дальности «воздух — воздух» MBDA Meteor, которая по всем показателям превосходит своих предшественников.
Кто создавал?
Для создания ракеты Meteor была специально создана европейская компания MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia), объединившая в своем составе немецких, британских, итальянских, французских, испанских и шведских разработчиков и производителей тактического ракетного вооружения (ВАЕ, Saab Bofors Dynamics, Bayern-Chemie Protac, Inmize, TDW, LiteF GmbH). Компании запустили амбициозный проект по созданию «лучшей в мире» авиационной ракеты в 2001 году. Испытания ракеты начались в 2006 году. И продлились до 2013 года, в процессе испытаний периодически требовалось вмешательство конструкторов с целью не только устранения ошибок, но и повышения боевых возможностей Meteor.
Характеристики
В результате получилась ракета для поражения целей за пределами дальности видимости, которая является сегодня лучшим в своем классе. Дальность ракеты — 200 километров, скорость — больше 4 махов, а весит она приблизительно 180 килограмм. Допустимый диапазон перегрузок цели — 11g. Длина —3,7 метра, диаметр — 180 мм, размах крыла — 400 мм, оперение — 630 мм. Стоимость одной ракеты составляет порядка 1 млн евро.
Как работает
Существенным достоинством этой ракеты является то, что в ней, единственной из всех авиационных ракет, используется твердотопливный реактивный двигатель, который работает на протяжении всего полета. В связи с этим и после двухсот километров полета Meteor сохраняет скорость в заявленные 4 маха. Также на конечной траектории полета ракета имеет те же самые динамические возможности, что и в начале полета. Именно поэтому Meteor даже на предельной дальности способен перехватывать цели, маневрирующие с перегрузками до 11g. То есть ракета способна поражать на дистанции 200 км любые истребители, включая сверхманевренные пятого поколения, способные совершать противоракетные маневры. Все же остальные ракеты дальнего действия — и российские, и американские — на такое не способны.
Кто получит на вооружение?
Первыми на вооружение ракету Meteor в 2016 году получили модернизированные шведские истребители JAS-39C/D Gripen. Спустя два года французы начали устанавливать евроракету на свой истребитель Dassault Rafale. Вместе с этим истребителем Meteor начал внедряться в ВВС стран, у которых он стоит на вооружении. Германия после успешных испытаний планирует принять эти ракеты в ближайшее время. В 2024 году ВВС Великобритании предполагают оснастить ею свои палубные истребители F-35B с вертикальным взлетом и укороченной посадкой, закупленные в США для своих авианосцев.
Российский аналог
Аналогом Meteor могла стать российская ракета К-77ПД. В 2012 году КБ «Вымпел» завершило ОКР по созданию ракеты «изделие 180ПД», которая получила прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который увеличивал дальность до 192 км. Как и Meteor, российская ракета получила активную радиолокационную головку самонаведения с активной фазированной антенной решеткой, что существенно повышает помехоустойчивость ГСН, а также гарантирует перехват любых аэродинамических целей на дальней дистанции.
Ракета находилась в высокой степени готовности, готовилось производство опытной партии ракет для поставки в армию для опытной эксплуатации. Однако проект закрыли из-за высокой конечной цены изделия (стоимость российской ракеты неизвестна). И приняли решение сосредоточиться на разработке более дешевой и простой ракеты К-77 («изделие 180»).