VTOL — латинская аббревиатура от Vertical Take Off and Landing. Дословный перевод — «вертикальный взлет и посадка». Это общее зарубежное название для летательных аппаратов, способных взлетать и садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально.
Какова классификация VTOL?
На сегодняшний день нет четкой классификации VTOL. К воздушному транспорту с такими летными характеристиками можно отнести:
- самолеты с неподвижным крылом (в России в их отношении используется сокращение СВВП — Самолет с Вертикальным Взлетом и Посадкой. Например, боевой истребитель Як-141, который был на вооружении ВКС РФ до 2003 года, или действующий британо-американский штурмовик AV-8 Harrier II);
- конвертопланы (например, российские ZALA Z-16 VTOL, дрон-конвертоплан «Ловкий» или американский Bell Boeing V-22 Osprey);
- вертолеты.
Как они работают?
Как сообщает TechTarget, существует два типа технологий вертикального взлета и посадки: винтокрылые летательные аппараты (или винтокрылые машины) и самолеты с механизированной подъемной силой. Первые (вертолеты) — используют подъемную силу, создаваемую лопастями несущего винта, вращающимися вокруг центральной мачты. Вторые (СВВП, конвертопланы) — взлетают и садятся вертикально, но ведут себя в полете иначе, чем винтокрылые машины. Они часто имеют конструкцию с неподвижным крылом.
В Большой российской энциклопедии говорится, что СВВП делятся на аппараты, использующие энергию газовой струи реактивного двигателя и создающие вертикальную тягу посредством воздушных винтов различной конструкции и схемы их расположения.
В чем плюсы и минусы таких воздушных судов?
Одно из главных преимуществ таких аппаратов — способность взлетать и садиться вертикально, а также зависать в воздухе, лететь то быстро, то медленно, приземляться в ограниченном пространстве и на неподготовленных площадках. Там, где обычному самолету требуется разбег. Кроме того, они маневреннее и проворнее многих других воздушных судов.
Среди недостатков — сложность управления СВВП. Летчики должны быть настоящими асами, чтобы держать боевые самолеты в воздухе как перышки, меняя управление от вертикального до горизонтального и обратно. Особенно если речь идет о посадке в сложных метеоусловиях. Также эксперты отмечают, что отказ одного из двигателей в обычном полете дает возможность пилоту продолжить лететь на втором или планировать. «При отказе двигателя вертикального взлета/посадки, катастрофа неизбежна. Они не раз случались как с серийными машинами, так и с прототипами», — отмечает издание hi-news.ru.
У конвертопланов минусом специалисты называют высокую стоимость.
Что такое конвертоплан VTOL?
Конвертоплан VTOL — это беспилотное воздушное судно (БВС), представляющее собой нечто среднее между вертолетом и самолетом. В его конструктивных особенностях есть как крылья, так и вращающиеся лопасти. БВС может «по-вертолетному» взлетать и садиться, при этом летать на самолетной скорости.
Источники: