Буксир для авианосца. ВМФ РФ получил судно обеспечения «Всеволод Бобров»

Военнослужащие во время церемонии поднятия Военно-морского флага на судне «Всеволод Бобров» проекта 23120 «Гремящий» в Санкт-Петербурге. © / Александр Гальперин / РИА Новости

На судне тылового обеспечения «Всеволод Бобров» в Кронштадте подняли Андреевский флаг, и оно было передано в состав ВМФ. В церемонии 21 августа приняла участие вдова хоккеиста и футболиста, в честь которого названо судно, Елена Боброва. АиФ.ru узнал особенности нового корабля.

   
   

«Всеволод Бобров» — второе судно проекта 23120, построенное на «Северной верфи». Закладка корабля состоялась на Северной верфи в 2013 году, спуск на воду — в 2016 году. Название дали в честь легендарного советского спортсмена — хоккеиста, футболиста, тренера, Олимпийского чемпиона 1956 года. Корабль прошел все испытания и подтвердил все заложенные характеристики. Он войдет в состав Черноморского флота, но его характеристики позволят сопровождать боевые корабли в разных районах Мирового океана. Например, в Средиземном море, где он сможет обеспечивать российскую группировку кораблей, а в Индийском океане — противопиратские морские патрули.

Судно можно использовать даже в Арктике, где российский флот будет привлекаться для защиты Северного морского пути. 

«Всеволод  Бобров» — второе судно тылового обеспечения, имеющее ледовый класс. Первым был «Эльбрус» (вошел в состав Северного флота в 2018 году). Его корпус рассчитан на преодоление льда толщиной 0,6 м.

По результатам эксплуатации головного заказа проект 23120 был доработан. В частности, по сравнению с «Эльбрусом», у «Всеволода Боброва» были усовершенствованы системы связи и навигации. Кроме того, помимо обычных контейнеров, второе судно проекта 23120 может перевозить рефконтейнеры и военную технику, для погрузки которой предусмотрены специальные траверсы.

Суда проекта 23120 также предназначены для помощи кораблям, попавшим в бедствие. Во время спасательных операций судно может принять на борт до 43 человек с учетом членов экипажа. Интересно, что во время испытаний на борту судна находилось в несколько раз больше людей, чем предусмотрено проектом, — более 150 человек. Для их размещения были задействованы все свободные помещения.

Также судно проекта 23120 может использоваться для буксировки судов и кораблей вплоть до авианосца. Для этого предусмотрена специальная мощная лебёдка.

   
   

Помимо этого, в наличии вспомогательная лебедка, которая используется для распределения контейнеров на палубе. Благодаря крановому оборудованию и системе динамического позиционирования «снабженец» может выполнять погрузочные операции у необорудованных причальных стенок и в открытом море. Судно имеет водолазный комплекс с барокамерой для обеспечения глубоководных водолазных погружений. Помимо этого, «Всеволод Бобров» может использоваться для картографирования морского дна. Установленный на судне многолучевой эхолот позволяет проводить съемку на глубинах до 1 км.

Хотя на судне нет вертолётной площадки, оно может принимать грузы, в том числе на ходу, с вертолёта без его посадки. Для этого на грузовой площадке размещается специальная сетка, а для передачи грузов используется авиационный контейнер.

Судно проекта 23120 имеет максимально возможный класс автоматизации А1, который допускает эксплуатацию в течение 24 часов в полностью автоматическом режиме. При этом на ходовом мостике может находиться один человек, наблюдающий за обстановкой. Автономность судна составляет 60 суток. Для комфортного пребывания в рейсе для экипажа предусмотрены спортзал, сауна с бассейном, парикмахерская, прачечная. 

Проект 23120 разработан Петербургским конструкторским бюро «Спецсудопроект». Длина судна около 95 метров, ширина 22 метра, осадка — 9 метров, дальность плавания — порядка 5 тыс. миль, экипаж — 27 человек. Имеет водоизмещение 9500 тонн, что почти в два раза больше, чем у фрегатов проекта 22350 типа «Адмирал Горшков».

По оценкам экспертов, появление новых вспомогательных кораблей в составе ВМФ РФ свидетельствует о том, что российский Военно-морской флот нацелен на дальнейшее развитие. Вспомним сообщения о дальних походах российских кораблей — всегда упоминается, что в состав группы входят и танкеры, и буксиры, и другие вспомогательные суда, без которых в море просто не обойтись. И если озаботились проблемой создания новых тыловых судов, значит, есть и перспектива постройки боевых кораблей, которые они будут обеспечивать. В общем, позитивный такой сигнал.