Броня крепка. Российские учёные нашли оптимальный вариант защиты от пуль

В Военной академии материально-технического обеспечения путём эксперимента выяснили, какая пулезащитная конструкция обеспечит бронемашинам наиболее высокую защиту и будет максимально экономичной. Были протестированы новые материалы и их комбинации. В результате выяснилось, за счёт чего можно снизить расход броневой стали в 2,5 раза и при этом значительно облегчить вес бронеавтомобиля.

   
   

Испытания

Для испытаний ученые создали 4 образца фрагмента в виде коробов площадью 400×400 мм. На них были закреплены листы с двумя пластинами броневой стали, между которыми был залит фибробетоносил-1000. В зависимости от образца немного варьировалась толщина пластин и слоя фибробетоносила.

При проведении эксперимента ученые ограничились требованием по пулестойкости класса Бр-5. Это недостаточно для танка, но достаточно для бронемашины. В качестве поражающих элементов использовали пули Б-32, которые на расстоянии 550 м пробивают 7 мм броневой стали, на 200 м —10 мм, на 10 м —16 мм.

После каждого выстрела проводилась фотофиксация повреждений, измерялись диаметры отверстий в листах броневой стали, параметры воронки и глубина пулевого канала в фибробетоносиле-1000.

Выбор материала

Одна из основных характеристик брони — пулейстойкость. Это способность защитной конструкции противостоять сквозному пробиванию пулями с отсутствием при этом опасных для человека поражающих элементов вторичного характера.

В качестве материалов для пулезащитных преград традиционно используются бетон, бронестекло, бронекерамика и броневая сталь. Однако толщина обычного стекла и бетона слишком велика для применения на бронемашинах. Бронекерамика довольно прочна, но гораздо дороже броневой стали.

Броневая сталь выдерживает попадание пули Б-32, выпущенной из СВД с расстояния в 10 м, при толщине, превышающей 16 мм, но уязвима перед высокими температурами. Поэтому в качестве пулестойких защитных преград обычно применяют металлобетонные или металлокерамические конструкции, представляющие собой две стальные пластины, между которыми помещены бетон или бронекерамика.

   
   

Обычный бетон для тонкостенных конструкций неэффективен, но его можно заменить на материал фибробетоносил-1000. Это высокопрочный сталефибробетон, модифицированный добавкой. При его использовании расход броневой стали можно уменьшить вдвое.

Выводы

На основании результатов эксперимента был подобран оптимальный вариант конструкции защитной преграды. Суммарная толщина составила 57 мм: лицевая пластина броневой стали толщиной 4,5 мм, слой фибробетоносила-1000 толщиной 50 мм, тыльная пластина броневой стали толщиной 2,5 мм. Это обеспечивает защиту по классу Бр-5 и позволяет снизить расход броневой стали в 2,5 раза по сравнению с цельнометаллической преградой.

Учёные пришли к выводу, что разработанная и испытанная на пулестойкость конструкция защитной преграды может использоваться для защиты личного состава и гражданского персонала от всех разновидностей стрелкового оружия (кроме крупнокалиберного) в зонах военных конфликтов, при террористических действиях и в повседневной службе войск, а также в банковской деятельности. В частности, такой броней можно покрыть любой автомобиль без больших затрат и серьезного утяжеления конструкции.