На выставке в Военно-инженерной академии им. Д. М. Карбышева была представлена модернизированная версия беспилотного комплекса разминирования «Челнок». Об особенностях и возможностях этой машины рассказал начальник лаборатории перспективных электрических разработок курганского предприятия «МобиДик» Руслан Усманов.
«Челнок» прокладывает дорогу
Официально разработка курганских конструкторов называется ЭБУР (электрическая беспилотная установка разминирования) «Челнок». Его предназначение — проделывание проходов в минных противотанковых полях с помощью установки УР-83П.
Руслан Усманов рассказал, что в модернизированной, второй версии «Челнока» уже учтены все пожелания военных, которые будут применять ее в зоне специальной военной операции.
«Высота второй версии “Челнока” будет аналогична высоте колес — это 1450 мм. Таким образом она будет ниже и, соответственно, менее заметной. Будут некоторые изменения и в компоновке. В остальном все останется прежним, в том числе и штатный армейский заряд — УЗП, который используется в знаменитом УР-77 “Змей Горыныч”. Он способен создавать в минном поле полосу шириной около 6 метров и длиной до 100 метров», — уточнил представитель разработчика.
«Челнок» оборудован двумя электродвигателями общей мощностью 136 л. с. и дистанционным управлением в двух вариантах: либо по кабелю, либо по беспроводному помехозащищенному каналу. Также управлять будет возможно с помощью БПЛА.
Особо, на что обратил внимание Усманов, во время презентации новой машины, — это адаптация к специфике СВО и задачам дистанционного разминирования: скрытность, простота управления, автономность и неприхотливость при эксплуатации.
«Электродвигатели на “Челноке” — это наша собственная разработка. Они бесшумны и имеют небольшое тепловое излучение. В сочетании с низким силуэтом мы минимизируем заметность комплекса от разведки противника, в том числе вражеских дронов с тепловизорами», — объяснил Усманов.
Младший брат «Змей Горыныча» придется ко двору
На что особенно обратил внимание военный эксперт, так это способность управлять дроном на расстоянии, что снижает вероятность ранения или гибели сапера.
«Разминирование всегда было очень опасной работой, и наземные дроны нужны прежде всего для того, чтобы минимизировать риск человеческих потерь. Поэтому любой беспилотник должен быть расходным материалом. Условно говоря, враг может подбить три-четыре автономные машины, или они могут подорваться на минах, но если удалось сделать проход, то главная задача по факту выполнена», — подвел итог эксперт.
С учетом того, что российская армия не стоит на месте, а постепенно продвигается на запад, выбивая противника из его оборонительных позиций, такие машины, как «Челнок», нужны в зоне СВО.